О необходимости создания в Екатеринбурге 
Уральского общества изучения духовной культуры

(Обращение в областное общество краеведов и
 на кафедру культурологии УрГУ. Февраль 2003 г.)

Несмотря на существование множества религиозных течений и конфессий, больших и малых групп, занимающихся поиском и распространением духовных знаний, духовное состояние российского общества многими сегодня признается более плачевным, чем даже в «сатанинские» атеистические времена развитого социализма. В советские времена было принято определение «духовный (церк.) - связанный с религией. Сегодня же общепринятое определение духовности вовсе отсутствует. Поэтому многие граждане, особенно представители религиозных конфессий, склонны по-прежнему утверждать, что духовность – это атрибут исключительно церковной, религиозной жизни, причем по-настоящему духовной считают только свою религию. Такую «приватизацию» духовности нельзя, на наш взгляд, считать признаком духовного здоровья общества.

Вопросы духовности нуждаются сегодня в тщательной проработке, которой должны заняться специалисты по этике, философии, культурологии, социологии, психологии, религиоведению. Но при этом в исследовании вопросов духовной жизни обязательно должны участвовать и «любители», члены групп духовного поиска,  как это делалось в конце XIX - начале ХХ века обществом УОЛЕ в Екатеринбурге в отношении материальной культуры и естествознания.

Урал – место соединения Востока и Запада, пересечения и наложения восточного и западного образа жизни, их материальных и духовных традиций. О напряженной духовной жизни Среднего Урала говорит хотя бы то, что здесь на сравнительно небольшом пространстве (Екатеринбург и Челябинск) зародились в последнем десятилетии прошлого века три совершенно оригинальных (не беремся оценивать глубину их духовности) направления духовных поисков – «Знаковая медитация», «Земляне» и «Бажовство». В Екатеринбурге сегодня, по нашим сведениям, работают с разной степенью активности более 80 только нерелигиозных направлений и течений духовного поиска, духовно-оздоровительных групп. Далеко неполный перечень включает несколько клубов ЮНЕСКО, несколько групп и обществ рериховского направления, несколько групп «последователей Анастасии», и т.д.

Представляется крайне актуальным объективный научный анализ их деятельности, а также социально-психологических причин появления такого количества самых разнородных групп духовного поиска. Поскольку духовная культура – важная составляющая национальной идеи, анализ её состояния является необходимым условием создания рецептов для выздоровления российского общества, которое сегодня приходится признать тяжело больным.

В отдельных районах Свердловской области духовная жизнь приобретает самые разнообразные формы и проявления. Ярким примером этого, по словам профессора УрГУ Л.А. Шумихиной, является Алапаевский район. Эти проявления нуждаются в краеведческом изучении с привлечением как студентов, так и местных любителей- непрофессионалов.

Поэтому мы считаем целесообразным именно сейчас поставить вопрос о создании в Екатеринбурге внеконфессионального краеведческого объединения по типу УОЛЕ, включающего как профессионалов, так и любителей, для сбора, изучения и обобщения сведений о действующих в регионе группах и энтузиастах духовного поиска состоянии и проявлениях духовной культуры в регионе, экспонирования и предоставления обществу объективной научной информации о ее состоянии. Такое объединение, например, под названием «Уральское общество изучения духовной культуры» (УО ИДК) может быть создано как самостоятельная организация при обязательном условии поддержки его Свердловским обществом краеведов, Уральским госуниверситетом, региональной и местной администрациями.

Задачами такого Общества могли бы стать проведение научных исследований, а также сбор материалов и литературы для создания в будущем музея и библиотеки, а затем на их основе – Центра духовной культуры, включающего кроме музея и библиотеки информационно-аналитический отдел, издательство печатного органа (бюллетень, газета или журнал), бард-кафе, продажу литературы, конференц-зал, видеозал, комнаты для занятий.

Кроме традиционных тем исследований: духовность и нравственность в педагогике, в литературе, искусстве, СМИ, нетрадиционная (духовная) медицина, могли бы представлять интерес, например, такие направления исследований:

  • Соотношение и взаимодействие светской и религиозной духовности;
  • Толерантность (политическая, религиозная и проч.), как аспект духовности
  • Общинность и духовность
  • Нравственность в переходные периоды
  • Социально-психологическое изучение традиционных и нетрадиционных религий и духовных технологий по отдельности и в сопоставлении
  • Духовность в материальной культуре
  • История и содержание духовной культуры в отдельных местностях и регионах

Кроме задач исследования и формирования Центра духовной культуры такое объединение могло бы оказать неоценимую помощь консультациями энтузиастам-непрофессионалам, ведущим духовный поиск самостоятельно.

Вице-президент «Общества духовной культуры», к.х.н. М. Бураков
Президент Арт-клуба ЮНЕСКО «Искра» А. Филимонов