Рукописи Олега Чекризова

Разбирая бумаги Олега Чекризова, мы нашли среди черновиков технических статей, набросков научно-популярной книги и других случайных бумаг несколько законченных вещей, заслуживающих внимания. Это стихи, эссе и копии статей, оставшиеся до сих пор неопубликованными. Нам кажется, они показывают, что посланцы не случайно избрали Чекризова своим транслятором. Во всяком случае, он, по-видимому, не был совершенно лишен, как он сам считал, литературных способностей. В той же папке лежала инсценировка спектакля «Маленький принц», который Олег так и не успел поставить. Кроме того, мы обнаружили небольшую записную книжку, точнее тетрадь, куда О. Чекризов, по устаревшему обычаю, заносил особо понравившиеся ему цитаты из прочитанных книг. Некоторые цитаты из этой тетрадки использованы для эпиграфов повести "Апостол". Приводим часть его записей для тех, кто захочет лучше понять, что представлял из себя Олег Чекризов.

М. Фиолет, С. Чекризова

  * * *     

Нас с детства окружают чудеса:
Растет трава, и мошкара звенит,
На землю опускается роса,
И солнце поднимается в зенит.
Мы рано вырастаем из чудес,
Доходим до причин и до корней,
Растем… и понимаем, наконец,
Что жизнь все непонятней, все чудней.
Когда приходит старость на порог,
И ты лежишь, беспомощен и слаб,
Ты до конца не веришь, что не смог
Уйти навеки от костлявых лап.
И жить всего осталось полчаса,
А жизнь еще подбросит чудеса!

Увещевание

Ты не плачь надо мной, коль паду, как боец,
Руки врозь разбросав, снят с Земли, как с креста,
Даже, если мне сердце пробил не свинец,
А смертельный укол нанесла клевета.
Ты заплачь обо мне, если в пышных венках
Я укроюсь от бурь, тихой песней звеня,
Или буду мечтать о бессмертьи в веках.
Вот тогда ты навек потеряешь меня!

 

Ёмкая обойма

Что общего может быть между словами «приятель» и «объём»? Я впервые задумался об этом, когда узнал, что в польском языке слово «приятный» звучит как «пшиемный» (то есть приёмный или приемлемый по-нашему). Вот и пошла цепочка: приять (принять) – приём – объём – обойму (я обойму) – обойма. А в другую сторону: приять – приятный – приятель. А по бокам от объёма – ёмкость, от приёма – наём (наймичка у Тараса Шевченко) и заём, он же займ. Все веточки от одного корня. А корень спрятался. Действительно, у слов «приятель» и «объём» ни одной общей буквы!

Все эти слова от древнего слова «ять» (яти), что значит «брать». О нём ещё Горький в «Жизни Клима Самгина» хорошо писал. Слово исчезло из языка, и буква, которая обозначалась этим словом, ушла из нашего алфавита, а понятие «брать» крепко осталось. Посмотрите на слово «ять». Ведь это «Йать»! «Ть» - окончание, «а» -глагольный суффикс, а корень? Вот, то-то и оно!

Во всех этих словах в корне мягкие йотированные гласные «я», «е», «ё», а кое-где и сам «йот» пробился. Кого это, кажется, Н.Я. Марра с его идеалистической звуко-корневой теорией заклеймил И.В. Сталин в своем незабвенном (вот уж, действительно, незабвенном и, ой, каком дорогом для нашего народа!) труде «Относительно марксизма в языкознании»?

А ведь так живо представляешь нашего предка, распростершего загребущие «к себе» волосатые руки и гребущего все, что подвернётся – бабу, так бабу, бусы, так бусы, пещеру, так пещеру – с восторженным вдохом: «Й-й-й-й-й!!!»

А интересно, от какого корня пошло слово «отдавать»?

 

Анатоль Франс и другие

Только цитаты. Главным образом, из А. Франса, хотя встречаются и другие авторы, в том числе современные. Некоторые из них вызывают удивление. Если кто-нибудь вздумает их переписывать, просьба не исключать те, которые покажутся вам неуместными – может быть, следующий переписчик поймет, почему они включены сюда. Дополнения, если хочется, пишите в конец.

О. Чекризов

Примечание автора, 2008 год. Мой покойный друг Дмитрий Юденич очень точно выразил чувство удивления, терзавшее и меня при знакомстве с цитатником: «Никогда не думал, что с помощью одних только цитат можно так точно выразить мысль!» Перечитав их более, чем через 20 лет, я снова удивился тому, что, в большинстве своем они не потеряли актуальности. Часть дополнений – мои.

М. Бураков (М. Фиолет)

1. Боящийся несовершенен в любви!
(В. Орлов «Альтист Данилов»)

2. Я хотел, чтобы эту книгу прочло больше людей, ради этого я и затеял эту вещь.
( Д. Гранин «Эта странная жизнь»

3. Пытаясь чему-нибудь научить читателя, вы лишь обидите и рассердите его. Не пробуйте просвещать его, он завопит, что вы оскорбляете его верования.
( А. Франс «Остров пингвинов»)

4. Чем ближе будущее, тем более оно нас трогает. К несчастью, науки, относящиеся к области политики и морали, неточны и полны неясностей.
(А. Франс «На белом камне»)

5. Примите в расчет, что истина занимает невыгодное положение сравнительно с ложью и принуждена отступать перед нею. Во-первых, она едина; она едина, как говорит аббат Лантень, который восхищается этим ее свойством. А восхищаться тут решительно нечем. Ибо ложь многообразна, и на ее стороне численное превосходство. Это не единственный недостаток истины. Истина инертна. Она не способна меняться, она не идет ни на какие сделки… Ложь, напротив, располагает чудесными возможностями. Она податлива, гибка… Ложь составляет у людей основу всякой добродетели и красоты… Что побуждает нас изгонять ложь и искать истину? Только любопытство слабосильных, только преступная дерзость интеллигентов может внушить подобную идею.
(А. Франс «Аметистовый перстень»)

6. Когда не все хорошо, а говорят, что полный порядок, то не очень веришь, что будет лучше.
(В. Стронгин «Фотограф»)

7. Конечно, предпочтение того или иного исторического свидетельства всем остальным покоится нередко на прочной научной основе. Но она никогда не бывает настолько прочна, чтобы противостоять нашим страстям, нашим предрассудкам и нашим интересам или препятствовать проявлениям легкомыслия, свойственного всем серьезным людям.
(А. Франс «Остров пингвинов»)

8. Нужно бесстрашие, чтобы предстать перед всеми и перед собой со всеми своими слабостями, пороками, пустотой…
(Д. Гранин «Эта странная жизнь»)

9. Подозреваю, что людские убеждения часто зависят от обманчивых представлений, от моды, от прихоти. 
(Вольтер «Простодушный»)

10.  – Да, отвечал Пококуранте, - Хорошо, когда пишут то, что думают, - это привилегия человека. Во всей нашей Италии пишут только то, чего не думают; живущие в отечестве Цезарей и Антониев не осмеливаются иметь ни одной мысли без позволения монаха-якобита.
(Вольтер «Простодушный»)

11.  Мы с трудом постигаем, как могли в прошлом друзья народа взять себе девиз: «Свобода, Равенство, Братство!» В обществе не может быть свободы, ведь ее нет и в природе. Когда-то говорили: человек свободен, если он повинуется лишь законам. Но это просто ребячество… Понятие равенства еще менее разумно,и оно приводит к досадным последствиям, потому что исходит из ложного идеала. К чему доискиваться, равны ли люди между собой? Надо следить за тем, чтобы каждый давал обществу все, что может дать, и получал все,в чем нуждается.
(А. Франс «На белом камне»)

12.  Люди просвещенные никогда не станут объединяться для того, чтобы истреблять все доктрины в пользу какой-нибудь одной.
(А. Франс «На белом камне»)

13.  Лишь такая религия, которая не терпит других, сама не может быть терпима. Если позволить ей распространиться, она уничтожит все остальные… Исповедовать такую религию – значит, предаваться кощунству, величайшему из кощунств.
(А. Франс «На белом камне»)

14.  Но дело не только в религиозных обрядах, надобно возродить былую чистоту человеческих сердец… Возродите в себе былые добродетели – простоту, чистосердечие, преданность общему благу – и боги тут же возвратятся к вам.
(А. Франс «На белом камне»)

15.  Счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также одно обыкновение, которого придерживалась пингвинская церковь – немедленно сжигать всякого инакомыслящего.
(А. Франс «Остров пингвинов»)

16.  Они не признают скачков – только ровное, еле заметное восхождение. И бьют всех инакомыслящих! А инакомыслящих уничтожать нельзя – они, как совесть нужны тебе же!
(В. Дудинцев «Не хлебом единым»)

17.  Дабы не стеснять человеческой свободы, я остаюсь в неведении о том, что знаю, я плотно завешиваю себе очи пеленой, мною самим разорванной, и, в слепой своей прозорливости, дивлюсь тому, что предвидел. 
(Господь Бог,  А. Франс «Остров пингвинов»)

18.  Но они ничего не знали. Оставались в полном неведении, как это свойственно тем, кто управляет людьми.
(А. Франс «Остров пингвинов»)

19.  Еще часто председатель горсовета больше думает о меню закрытой столовой партактива, чем о порядке и чистоте в городской пивной.
(М. Кольцов «О маленьком городе»)

20.  Все великие партии обычно страдают из-за раздробленности и совершают ошибки.
(А. Франс «На белом камне»)

21.  Но неопытность или злонамеренность местных властей приводила к разрушительному беспорядку.
(А. Франс «На белом камне»)

22. Большинство этих людей жадно стремятся обладать жизненными благами, и они ведут существование куда более богатое и роскошное, чем буржуа минувшей эры. Но самое скверное, что многие из них сущие болваны, которым впору работать лишь на мельнице, как Ипполиту.
(А. Франс «На белом камне»)

23. Любую, самую мощную, четко работающую машину легко застопорить и остановить, если разбросать по зубчаткам, клапанам и передачам полведра обыкновенного ничтожного песку.
(М. Кольцов «В большой Московской гостинице»)

24.   Когда над кораблями не властвует кормило, над ними властвуют подводные скалы.
(А. Франс «Остров пингвинов»)

25.  Недалек день, когда Франции станет ясно, что единственно прочной и надежной силой ее были ораторы, философы, писатели и ученые.
(А. Франс «На белом камне»)

26.   Ты не знаешь, что одна справедливая мысль в состоянии разорвать все оковы. Ты не знаешь, что истинная сила зиждется на мудрости, и только ей нации обязаны своим величием. Ты не знаешь, что славу народов создают не дурацкие крики на городских площадях, а царственная мысль, которая ютится в мансарде и когда-нибудь, распространившись по свету, изменит его облик. Ты не знаешь, что славу родины создают те, кто во имя справедливости претерпел заключение в тюрьме, изгнание и поругание…
(А. Франс «Господин Бержере в Париже»)

27.   – Эта кучка, - сказал он, - идет бить окна к сапожнику. Она выполнит это без труда. Полагаете ли вы, что такая же толпа сумеет столь же легко вставить стекла? Конечно, нет! Энтузиазм толпы не созидателен. Он, по существу, разрушителен.
(А. Франс «Аметистовый перстень»)

28.    – Согласен, - сказал доктор, - Но говорить так не следует.
– Почему? – спросил господин Бержере.
– Потому что эти взгляды не приноровлены для широкого большинства, и раз уж вы не можете думать заодно с толпой, то будьте с ней заодно, по крайней мере, в своих высказываниях. Ведь общность верований и есть то, что создает силу народов.
(А. Франс «Аметистовый перстень»)

29.    … ищешь правду, и я вполне чувствую, что могу сгореть ища ее, но мне важно найти, и если не найти, то стремиться найти ее, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была.
(В. Вернадский, из книги Д. Гранина «Эта странная жизнь»)

30.   Одно он знал твердо и повторял другим: тот, кто мирится с действительностью, тот не верит в будущее
.(Д. Гранин «Эта странная жизнь»)

31.    Боролся за правду? Но ведь не его это назначение, он ученый, он ищет истину, а не правду. Истина важнее… А правда нужнее…
(Д. Гранин «Эта странная жизнь»)

32.   – Во что ты вмешиваешься? – сказал дервиш. – Твое ли это дело?
– Но, преподобный отец, – сказал Кандид, – ужасно много зла на земле.
– Так что же? – сказал дервиш. – Кому до этого какое дело? Когда султан посылает корабль в Египет, заботится ли он о том, хорошо или худо корабельным крысам?
– Что же делать? – спросил Панглос.
– Молчать, – сказал дервиш.
(Вольтер «Кандид»)

33.  Я думаю, что вообще люди, которые вмешиваются в общественные дела, иногда погибают насильственной смертью, и что они это заслужили…
(Вольтер «Кандид»)

34.   – Я знаю также, – сказал Кандид, – что надо возделывать свой сад.
– Будем работать без рассуждений, – сказал Мартэн, – это единственное средство сделать жизнь сносной.
(Вольтер «Кандид»)

35.   Тут старая, как мир, проблема перед каждым встает: поступись – получишь при жизни славу, деньги; сохрани себя, стой на своем – тогда терпи и хулу и бедность, в будущем признают тебя и воздадут, и останешься.
(Д. Гранин «Картина»)

36.    «Это записка даже не сумасшедшего, а чистого идеота!»
(Александр III. Резолюция на «Деле» Александра Ульянова)

37.   Ну, конечно же, деточка, он был сумасшедшим. Но вот вопрос: в большей ли степени, чем другие люди? Вся история человечества, изобилующая муками, экстазами и побоищами – это история безумцев и одержимых.
(А. Франс «Театральная история»)

38.    Недаром Оскар Уайльд говорил: «Когда со мною сразу соглашаются, я чувствую, что я неправ».
(Д. Гранин «Эта странная жизнь»)

39.    Боящийся несовершенен в любви.
(Новый Завет. 1 Послание Иоанна, 4, 18)

Дополнения переписчиков

3а.
Если ты решила, книга,
Путь направить к тем, кто знает,
Там тебе дурак не скажет,
Что ты пальцы ставишь криво.
Если же тебе приспичит
Даться в руки остолопам,
Так они тебе в два счета
Разлетятся пальцем в небо,
А меж тем, все ногти б съели,
Чтоб явить свою ученость.
(Сервантес «Дон Кихот»)

20а У нас никто толком, ни в шутку, ни всерьез, не исследовал и не определял стихии бюрократизма самой по себе, как социального явления. Никто, кроме Ленина.
(М. Кольцов «В дороге»)

2а.  Способность видеть то, чего не видят другие, – мучительная способность. Векликолепный этот талант – скорее наказание, чем отрада.
(Д. Гранин «Эта странная жизнь»)

21а.   Государства гибнут потому, что не умеют отличить хороших людей от дурных.
(Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)

29а.  Однако в наше время служением обществу называют не страсть отдавать свое вдохновение, а способность казаться незаменимым при, натурально, известном послушании.
(Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)

35а.   Есть два пути: один – собственное благополучие за счет неблагополучия других, второй – жизнь по законам, продиктованным любовью и состраданием.
(Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)

23аКонечно, всякую неблагоприятность и даже нелепицу можно весьма просто объяснить государственными причинами, да так объяснить, что вы и спорить не решитесь. Можно ведь, например, запретить пить кофий по утрам, сославшись на государственные причины, и вы не будете пить, и даже сумеете себя убедить, что это действительно необходимо. Не так ли?
(Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)

31а. Ибо история науки показывает, что так называемые дилетанты, то есть те, кто ищет ответ на вопросы, лежащие за пределами их специальности, часто, благодаря непредвзятости подхода, вносят очень весомый вклад в развитие науки.
(В. Дильман. Предисловие к книге «Большие биологические часы»)

33а. Никогда не следует надевать свои лучшие брюки, если идешь защищать свободу и истину.
(Г. Ибсен «Враг народа»)

10а. Какая редкость счастливое время, когда можно чувствовать, что хочешь, и говорить, что чувствуешь.
(Корнелий Тацит)

5а. Должно стремиться к истине и предпочитать ее самой жизни – даже тогда, когда она отвергнута всеми. Истина действительно такова, что, хотя бы и была вопреки справедливости насильственно сокрыта, - по озарению божественной воли, от которой она исходит, внезапно вырывается из тьмы и становится очевидной всякому и всплывает на поверхность, оставляя все за собой. Так что те, кому удалось скрыть ее, если они совершали это из низких побуждений, оказываются разоблаченными, как враги бога и людей, и возбуждают великую ненависть, а если поступали так по неведению, вызывают всеобщее презрение.
(Т. Кампанелла «Философия, доказанная ощущениями»)

15а. Бесы, дорвавшиеся до власти, неуправляемы в своих решениях: их практика бесконтрольна, их не могут ни переизбрать, ни сместить по соображениям деловой надобности, они уйдут только вместе с этой государственностью.
(Ю. Семенов «Приказано выжить»)

 

 

Также в этом разделе: