Джонатан Ливингстон и другие

(инсценировки для любительского литературного театра)

Екатеринбург, 2007 г,

отредактировано и дополнено сентябрь 2012 г.

Оглавление

 

Слово к читателям и постановщикам

Что сказано хорошо,
То звучит, не умирая.
Пиндар

Несколько лет тому назад, сотрудничая с пивным рестораном «Ганс», я участвовал в одной инсценировке. Тогда в результате фотосессии появилась серия фотографий, которыми до сих пор пользуется «Ганс», давая свою рекламу в глянцевые журналы. Видимо, именно тогда возродился у меня интерес к инсценировкам. До этого более 25 лет тому назад я инсценировал и поставил у себя в институте философскую сказку Экзюпери «Маленький принц». За последние два года я сделал переложение для сцены нескольких классических произведений. Некоторые из них репетируются сейчас любительской театральной студией «Общества духовной культуры».

Любительские театры более ограничены в своих возможностях, чем профессиональные. Далеко не всегда они могут поставить великие пьесы Шекспира и Островского, Брехта и Шоу. Да это, может быть, не очень и нужно, если пьесы великих драматургов ставятся в профессиональных театрах. В то же время есть много прекрасных произведений литературы, очень актуальных сегодня для пропаганды духовности и воспитания нравственности, о которых читатели знают меньше, чем они того заслуживают. И одна из достойных задач любительского театра – привлечь внимание к авторам этих книг, заинтересовать зрителей, заставить их обратиться к первоисточнику. Для этого иногда достаточно просто прочесть их со сцены в виде литературного монтажа.

Сделанные мною инсценировки расположены здесь в порядке возрастания сложности их постановки. Литмонтаж по повести Ричарда Баха мы просто читали на фоне вальса и финала Пятой симфонии П.И. Чайковского на два голоса, которые обозначены, как А и Б. У нас А была женщина, а Б – мужчина. Для миниспектакля по рассказу Роберта Шекли нужна лишь картонная корона короля Дракса (которая большую часть действия лежит на столике или висит на гвозде и лишь в конце спектакля возвращается на голову короля), да символическое обмундирование Эдуардо (например, камуфляжная курточка, игрушечный «бластер» и дубинка-«демократизатор»). Для равновесия роль ведущего в этом спектакле (он же Бог!) лучше поручить женщине.

Спектакль «Маленький принц» в студенческом стиле строится как концерт, почти без декораций. Из реквизита нужны лишь ширма, да головные уборы «инопланетян» и фонарь (ночник) фонарщику. Портрет Экзюпери желателен. Хорошо играет в спектакле серебристая звезда в руках Маленького принца. Она работает как лейка при ухаживании за Розой, участвует в играх с Лисом, а после прощания с Летчиком остается у него в руках. Существенно для спектакля, что все роли инопланетян исполняет один актер («все взрослые похожи друг на друга»), а роли Розы и Змеи – одна актриса. Но в этом спектакле обязательно присутствие хотя бы одного музыканта, «вживую» исполняющего зонги по мотивам французских шансонье.

При постановке спектакля «Как стать бессмертным» трудно обойтись без декораций. Если ставить его в жанре лубка, смену декораций можно поручить слугам просцениума в костюмах скоморохов. Иван по ходу спектакля постепенно стареет, особенно после потери Бычка. В Эпилоге сменяет лапти и русскую рубашку на сапоги и черный плащ, под которым водолазка с нарисованным на груди скелетом. Братья-разбойники – скинхеды или наркоманы.

Наконец, спектакль по Рэю Бредбери требует кроме сценического решения существенного светового и звукового оформления, подбора актуальных аудиозаписей для «видеостены». Этот спектакль наиболее сложен для любительского театра еще и потому, что должна быть показана эволюция героя. Инсценировка существенно улучшена и обострена одним из членов труппы Леонидом Чащиным.

Автор инсценировок выражает глубокую признательность администрации ресторана «Ганс» и лично Наталье Владимировне Тарновской за спонсорскую поддержку настоящего проекта.