С человеческим лицом можно сделать что угодно. Особенно с фотографией. Можно перевернуть нос на 180, глаза на 90, а рот на 45 градусов. То же самое можно сделать и с историей, особенно с историей культуры. Можно, например, посадить головы людей, составляющих гордость нашей культуры, на один и тот же генеральский мундир с одними и теми же орденами и назвать их генералами. Артистам советского кино можно выворотить глаза и губы, чтоб они не очень задавались, совки поганые. Прелестным русским женщинам с портретов прошлого века можно воткнуть шприц под лопатку и заставить их плакать кровавыми слезами. У нас сейчас все можно.
Современную русскую женщину можно изобразить в виде чудовищной бородавки. Настенную роспись мужского туалета можно выдать за изображение купальщиц, а объявления гомосексуалистов – за объект высокой художественной ценности.
Все можно. Но для чего? – вот вопрос.
Этот вопрос неизбежно встает при осмотре “инсталляции” Госмузея “Царицыно” и московского Института открытого общества (это соросовский, что ли, институт?) “История в лицах”, вольготно разместившейся в залах Музея изобразительных искусств (бывшая картинная галерея). Здесь два ответа напрашиваются. С одной стороны воинствующая посредственность хочет самоутвердиться, пользуясь соседством с несколькими действительно талантливыми художниками сходного направления (Соостер, Лемпорт, Зайцев, Силис, Эрнст Неизвестный, наконец). Кстати, две работы Неизвестного в этой экспозиции вряд ли являются вершиной его творчества. Но хорошо вписываются в эстетику экспозиции, особенно одна, название которой “Лицо безумца” даже могло бы стать названием выставки. Потому что, если это и история, то история не в лицах, а в масках. В масках безумия. Такие “картины”, как “Женщина с открытой раной” напоминают некоторые репортажи нашего прославленного Иннокентия Шеремета.
С другой стороны, часть выставки явно нацелена на дискредитацию традиций национальной культуры, и в этом стремлении от нее, действительно, “веет холодом и агрессией”, как было написано в реплике Ю. Матафоновой (“Уральский рабочий” от 30 декабря). Чего стоит, например, “личное дело” М.Ю. Лермонтова: “национальность – чечен, пол – неопределенный”.
Конечно, русская культура как-нибудь переживет такие наскоки “современного искусства”. И едва ли включит в свою сокровищницу малохудожественную рекламу гомосексуализма. Такие экспонаты характеризуют не столько современное искусство, сколько амбиции и озабоченность их авторов.
Может быть, это шутка? Но в шутках тоже хорошо бы знать меру. Особенно в шутках, адресованных детям. Мы, взрослые, видали и не такие инсталляции. Но какое преломление получат идеи организаторов этой выставки в неустоявшейся психике детей и подростков? Я повесил бы у входа давно забытое объявление: “Детям до 16 лет вход воспрещен”. К сожалению, в соседних залах областным департаментом культуры и Уральским центром народных промыслов и ремесел открыта к новогодним каникулам замечательная выставка детского ремесленного творчества “Рождественский сувенир”. Правда, экспонатам на ней тесно, чего не скажешь о выставке “Лицо безумца”. И главное, подростки, которые пойдут на свою выставку, никак не смогут миновать залы с самыми провокационными экспонатами. Бедная выставка, бедные мы!
Мне возразят, что нынешние дети грамотнее нас в наркомании, сексе и других вопросах. Но боюсь, что “грамотных” детей на детскую выставку уже не заманишь. Зато неграмотные попутно пройдут “Курс молодого бойца”.
Знающие люди сказали мне, что в Новосибирске выставку “История в лицах” просто не приняли. Это право каждого культурного руководителя – экспонировать ту культуру, которую он считает достойной. Сегодня у нас и это можно! Особенно, когда тебя трижды предостерегают.
Также в этом разделе: