Государство заботится об охране, приумножении
и широком использовании духовных ценностей для
нравственного и эстетического воспитания советских
людей, повышения их культурного уровня.
В СССР всемерно поощряется развитие профессионального
искусства и народного художественного творчества.
(Конституция СССР, ст.27)
Южный берег – жемчужина Крыма. Я в этом году впервые вместе с дочерью побывал на ЮБК. Может быть, поэтому все воспринималось особенно остро. Прекрасен зубчатый силуэт Ай-Петри, очаровательны аллеи и поляны Алупкинского парка и Никитского ботанического сада, впечатляет (даже пересохший) водопад Учан-Су и современный ресторан “Охотничий домик” возле него. Бессмысленно все перечислять! Легче перечислить то, что не впечатляет. Легче, а главное – поучительней. Об этом и размышляешь.
Я не хочу преуменьшить суровую и нежную красоту Урала и многих других мест. Но все знают: “Урал – опорный край державы!” И о металлургическом заводе как-то неудобно говорить, что он нарушает красоту ландшафта. Природоохранная служба на предприятиях пока имеет массу более насущных забот. А ЮБК – это индустрия отдыха. И сама атмосфера здесь должна быть особой. Отдадим должное руководителям Большой Ялты – здесь сделано очень многое. Комфортабельные санатории и пансионаты растут, как грибы. Благоустраиваются набережные. Великолепная двойная набережная Ялты – это одновременно и самое популярное место прогулок и портовый причал. Здесь швартуются корабли из разных стран. Отсюда и начнем...
Вопрос не праздный – что такое отдых? В частности, отдых на юге?
Наш случайный сосед по Массандровскому пляжу знает это твердо.
– Подумаешь, дворец! Ведут, показывают: вот это – кресло, вот это – картина. Я и сам вижу, что это картина! Тапочки еще дали. Видел я их картину в этих тапочках! Вот тебе море, вот тебе солнце, вот тебе шашлыки из курицы продают – отдыхай на здоровье! А то еще в “экспедицию” ездил в Севастополь. Ну, мне эта их экспедиция до фени, я от них, конечно, отстал. А вот там подвал есть – всякие вина дают пробовать! Вот это была экспедиция!
Простим нашему соседу, что он перепутал экскурсию с экспедицией. Зато он очень четко выразил точку зрения определенной части отдыхающих. Только к морю, солнцу и выпивке они добавляют еще острые ощущения. Некоторые из этих острых ощущений и ожидают их в самом начале ялтинской набережной. Здесь разместился городок импортных аттракционов. Огромный сияющий огнями спрут захватывает желающих своими щупальцами и начинает вращать их вокруг двух осей, при этом еще подымая над землей. Кабинки колеса обозрения зарешечены, и слава богу, а то любители острых ощущений посыпались бы оттуда, как горох, – это колесо не обычное, с разворотом. Отличные развлечения, особенно для молодежи! Только вот место...
По словам путеводителя “Ялта”, ялтинский мол и набережная – памятное место, связанное с борьбой большевиков за установление Советской власти в Ялте. Об этом якобы даже напоминают две мемориальные доски, “которые установлены на парапете корневой части мола”. Может быть, я плохо их искал, я их не обнаружил. Впрочем, доступ на мол, включая его “корневую часть”, гуляющей публике закрыт – это служебная территория. Тот же путеводитель утверждает, что некогда она была местом прогулок. Если этого нельзя вернуть (а вид с мола на Ялту должен быть отличный), то надо перевесить доски, сделать их доступными. Может, даже обелиск поставить? Не каждый город может похвастать таким слиянием главной прогулочной улицы и порта. Но ведь порт, это к чему-то обязывает. А аттракционам могло найтись место на другом конце набережной, в парке им. Гагарина, или еще где-то.
Сказать, что это недостаток, язык не поворачивается. Нет, это скорее избыток. Избыток нашей индустрии отдыха, которая от сытости или от перегрузки некоторые вопросы просто не замечает.
А вот еще один причал – Мисхорский. В Мисхор из Ялты ездят взглянуть на достопримечательности – скульптурную композицию “Фонтан Арзы” и “Русалка”, да на цветомузыкальный фонтан. Катер подходит к причалу. А где же русалка? Ведь она должна быть в море, а мы уже на берегу. Здесь развернуто мощное строительство – строится новый причал (а может быть, пляж) из гигантских бетонных блоков. На их фоне русалка на замшелом камне кажется жалкой грудой металлолома. Особенно русалка проигрывает в сравнении с одноименным кафе, огромным и фешенебельным, раскинувшимся на берегу. А между тем, если к русалке присмотреться внимательнее, в ней, безусловно, что-то есть! Просто она не выдержала сопоставления с современной архитектурой. Это не всякому дано. Вот армянская церковь в Ялте, даже находясь в реставрации, своей могучей архитектурой подавляет нависшую над ней 16-этажную свечу. Тем хуже для свечи. А русалка не может! Она так и просится перенестись куда-нибудь в менее современный интерьер, например, к Ласточкиному гнезду. Она ведь приплыла из Турции и вполне могла ошибиться на пару километров.
Идем к фонтану Арзы. Встречи с ним я ждал сорок лет. Дело в том, что моя мать лет 45 тому назад была здесь, и из всех фотографий, хранившихся в ее папке, на меня, едва я научился различать, что на них изображено, наибольшее впечатление произвела фотография этого фонтана, явно разместившегося в укромном малодоступном уголке среди диких скал. Мы идем по асфальтированной дорожке парка от причала 40-50 шагов, и – вот он! В цементной стенке закреплены цементом несколько камней, символизирующих дикие скалы, и две склонившиеся фигуры. Никакого обмана. Просто стенку “реставрировали”, да, может быть, для удобства туристов еще немного передвинули всю композицию. Теперь уж нам никак не удастся пройти мимо Арзы. То ли она придвинулась к причалу, то ли причал к ней, но в соседстве с асфальтом и цементом старая легенда потеряла все очарование. Какие-то варвары отпилили бронзовый кувшин у Арзы. Но меньшее ли варварство по отношению ко всему ансамблю “Русалки” и “Арзы” допустили строители и реставраторы? И опять же, кто посмеет отнести это к недостаткам? Строительство пляжей и причалов, благоустройство прибрежной зоны – это все детали огромной работы, огромной заботы об отдыхающих, за которой невольно упускаешь некоторые мелочи. Это те же избытки курортного обслуживания. К ним же относится и черная дымовая труба, установленная, по-видимому, с благородными хозяйственными намерениями. Когда едешь из Ялты на автобусе, после суровых скал, белоснежных колоннад и вечнозеленых зарослей она вырастает из-под обрыва за несколько десятков метров до остановки “Золотой пляж”, как величественный памятник. Чему?
Английские архитекторы в подобных случаях поступали иначе. Если уж им непременно надо было вывести дымовые трубы, они маскировали их под минареты. Такие башенки и сейчас стоят в алупкинском дворце. Можете убедиться!
Говоря о фонтане Арзы, мы касаемся темы весьма специальной, в которую дилетантам, возможно, и не следовало бы совать нос – о принципах реставрации художественных памятников. Что сохранить, что воскресить, а что-то и исключить, чтобы памятник ярче заиграл, более четко доносил идею, ради которой он создан. Далеко не все можно восстановить. С глубоким уважением относишься к работе реставраторов в Бахчисарайском дворце. Дворец был разграблен фашистами, ущерб составил несколько миллионов рублей. Ряд залов и до сих пор невозможно реставрировать. Но “фонтан слез”, знаменитый фонтан, воспетый Пушкиным и Мицкевичем, уцелел! Мы видели его. Для лучшей сохранности он перенесен вместе с еще одним фонтаном, “золотым”, и поставлен на крытой веранде, практически в комнате. Вряд ли это можно назвать реставрацией, здесь больше подходит термин “реконструкция”. И хотя рядом с фонтаном для наглядности установлен бюст Пушкина, все же трудно понять, что так пленило поэта.
Там, где он сейчас стоит, фонтан напоминает (извольте мне простить невольный прозаизм) богатый рукомойник. И даже мраморное обрамление кажется здесь чужим для него.
Вторично я увидел фонтан слез... в Алупке, где в павильоне возле детского пляжа развернута художественная выставка. Стоя у скромной акварели (кажется, Богаевского), я понял, чем этот фонтан привлек внимание Пушкина. Без вьющейся вокруг него зелени, без солнечного света он не может быть живым, хотя вода по-прежнему каплет из чаши в чашу. Гармония была главным памятником его творцу, мастеру Омеру.
Еще один пример. Правда, он, как и предыдущий, не имеет отношения к Южному берегу Крыма. Просто отсюда во все концы Крыма организуются экскурсии. Так мы попали в Севастополь. Это совсем другой Крым. Здесь каждое здание, каждый камень дышит героизмом, солдатской стойкостью.
Памятник затопленным кораблям, суровый и простой – пример того, какую смысловую нагрузку может нести скромная бухта. Жаль только, что он тиражируется в бесчисленных сувенирах, но это уже другой вопрос. В панораме “Оборона Севастополя”, проходя по нижнему этажу, вы знакомитесь с тем, как проводилась реставрация (здесь именно реставрация без кавычек) разрушенного в годы второй мировой войны грандиозного творения Рубо. И вот, выходя из здания панорамы, вы получаете возможность осмотреть реставрированную 4-ю батарею, ту самую, на которой воевал Л. Толстой... Это тема очень деликатная, но все же, относясь с уважением к замыслу скульпторов сохранить на века память о подвиге русских солдат, приходится признать, что замысел этот не вполне осуществлен. Хотя бы потому, что корзины с камнями, мешки с песком и веревки, изваянные из бетона, оказались все же не вечными. В разбитых боках и на изломах местами торчит арматура.
Главное же – не воссоздается атмосфера подлинности мемориального комплекса. Может быть, следовало бы попробовать заказывать раз в два года сотню-другую настоящих корзин, наполненных песком, и сотню-другую метров настоящего пенькового каната? Не знаю. Но то, что сделано, не дополняет того, что видишь в панораме.
Правда, сфотографироваться верхом на “настоящей” пушке можно, для туристов это очень удобно, но какое отношение имеет к солдатскому подвигу? Способов консервации известно много. Может быть, над такими объектами, как фонтан слез или 4-я батарея, следует соорудить защитный павильон? Это дело Реставратора.
Самое большое впечатление от пребывания в Крыму оставил у нас пещерный город Чуфут-Кале. Ненавязчивый, насыщенный рассказ проводника-экскурсовода… и развалины. Ни одного нарочито реконструированного здания, будочка кассы у современной нестилизованной двери на входе, и История. Она смотрела на нас с крепостных стен, из чернеющих оборонительных пещер и из глубокой колеи, пробитой колесами на главной улице покинутого города. Я думаю, современная наука располагает сведениями, позволяющими реконструировать несколько домов, а то и целую улицу, в их первоначальном виде. Но вряд ли это нужно здесь. Гораздо важнее эмоциональный заряд, который получаешь от такой вот, с глазу на глаз встречи с Историей.
Поляна с таким названием есть в Алупкинском дворцовом парке. Там продуманное сочетание противоположностей – лиственной и хвойной кроны, темной и светлой зелени – дает импульс глубокой эстетической удовлетворенности, ощущение совершенства природы, заданное человеком. Речь пойдет, однако, не об этой поляне.
Все, что сказано выше, относится к нарушению цельности эстетического восприятия, связанному с благородными целями – повышением уровня комфорта отдыхающих, сохранением памятников и т. д.
И если при этом теряется нечто неощутимое, это можно, если не оправдать, то хотя бы понять. Но вот Ялтинский краеведческий музей взял на себя благороднейшую задачу – под видом своего филиала под открытым небом создать объект могучего эмоционального воздействия, сильный своим единством, безоговорочно возвращающий нас, взрослых людей в детство. Иначе нельзя объяснить, почему этот объект назван не официально “Выставка изделий народного художественного творчества” или как-нибудь в этом роде, а поэтично и таинственно – “Поляна Сказок”. Мы подходим к деревянному частоколу, напоминающему о тридцати трех богатырях и безусловно сказочному, и уже готовы забыть, что на пути к нему нас, кроме забавного каменного пуделя Артемона, встретили гигантские реалистические фигуры Святогора, на которого ушло тонн десять камней, и еще кого-то. Но за забором нас опять, кроме задумчивых скульптур из почти нетронутых стволов и корней. кроме лукавого Кота Ученого, простодушной Аленушки с ягненком на руках и компании очаровательных гномов (это все из дерева), встречает целый хоровод сказочных героев, выполненных из разных материалов (камень, алюминий, чугун, гипс, и даже полиметилметакрилат, в просторечии – оргстекло), в разных стилях, с разной степенью убедительности и, осмелюсь утверждать, художественной ценности. Цельнометаллическая Василиса Прекрасная действительно прекрасна и могла бы служить украшением любому дворцу культуры. Но здесь она “выпирает”. Баба Яга здесь оргстекловая, а Буратино, кажется, чугунный! А может быть, он, как ему и положено, деревянный, просто выкрашен в чугунный цвет? Короче, получается не полет в сказку, а вращение в каком-то сумасшедшем карнавале с неудачным сценарием. А между тем, из того, что представлено на поляне, вполне можно сделать стилистически завершенную композицию. Для этого надо лишь отобрать деревянные скульптуры М.А. Чиликова и еще двух-трех авторов, разделить их на две группы: точеные и “натуральные” и вписать их похитрее в окружающий пейзаж, добавив, где надо, скальных обнажений, бурелома, да ручейков с перекатами. Только уж здесь не обойтись без мудрого художника-декоратора. Старожилы говорят, что раньше так и было. Так неужели же все дело только в отсутствии фантазии у работников краеведческого музея?
Идем в основное здание музея на улице Пушкинской. Дежурные смотрят на нас с удивлением. Кроме нас в музее еще одна парочка, да двое школьников (видно с урока сбежали). Пыльные стенды с выцветшими фотографиями и текстами. В нижнем этаже, в отделе природы, потертые чучела зверей и рыб. И это волшебная Таврида, край героических традиций! Да, кажется, Поляне Сказок крупно не повезло. Ее бы передать Худфонду, как полигон эстетического воспитания. А ведь те же скульптуры М.А. Чиликова, расставленные аккуратно в соседстве с родственными им произведениями, производят гораздо большее впечатление в уже упомянутом выставочном павильоне в Алупке.
По непроверенным данным, М.А. Чиликов, организовавший Поляну Сказок и передавший ее горисполкому, возражал против установления платы за посещение. Тогда на поляну был направлен бульдозер.
Еще раз мы встретились с творчеством Чиликова совсем неожиданно в день отъезда. Ожидая свой рейс в здании симферопольского аэропорта, вдруг увидели в дальнем углу на галерее красноватые фигуры из дерева. Оказывается, М.А. Чиликов, являясь “по совместительству” руководителем полетов аэропорта Симферополь, воспользовался служебным положением и устроил здесь свою персональную выставку. Вот дилетантизм в самом лучшем смысле слова. Хочется только спросить Крымский Обком КПСС и Облисполком, не слишком ли это шикарно даже для такого прекрасного аэропорта? Неужели эти произведения искусства нельзя разместить в более подходящем месте? На галерее им тесновато.
В Бахчисарае у нас был очень хороший гид, эрудированный молодой человек, видимо, историк по образованию. Он рассказывал нам о караимах и татарах такие вещи, которые вряд ли входят в план экскурсии, благо, время по дороге с Чуфут-Кале у нас было. Много интересного рассказал он и в ханском дворце, у фонтана слез упомянул о Пушкине. Но почему-то ни слова не сказал о Мицкевиче, написавшем в Крыму 18 сонетов, в том числе 4 о Бахчисарае. Думаю, что он знает и о сонетах Мицкевича и о его пребывании в Крыму. Просто в программу это не входило. Но все же немного жаль. Ведь на сопоставлении имен Пушкина и Мицкевича можно построить очень познавательный экскурс и в поэзию, и в историю революционных движений начала ХIX века.
А может, и к лучшему? Может быть, не надо всуе трепать имя поэта, как это делают экскурсоводы в Мисхорском парке возле памятника Горькому, напоминая, что именно здесь великий пролетарский писатель написал свой знаменитый роман “Жизнь Клима Самгина”. Мы спросили у экскурсовода, о чем этот знаменитый роман. Ответ едва вытягивал на троечку.
Конечно, экскурсоводы не могут знать все. Но употреблять затертые расхожие термины и определения следует с осторожностью.
Может быть, достаточно такой справки о писателе, какая сделана в путеводителе “Ялта” о Семене Яковлевиче Надсоне? Для тех, кому это важно, упомянуто, что он был одним из любимых поэтов В.И. Ленина, указан адрес дома, в котором он умер. На этом доме, с трех сторон окруженном территорией пансионата “Крымский”, установлена мемориальная доска. Хозяйка квартиры, которую раньше снимал Надсон, еврейка средних лет, говорит, что сюда иногда приходят туристы и с экскурсоводами. “Я одну девушку отозвала. Что же Вы, – говорю,- рассказываете, ведь Вы о Надсоне ничего не знаете! Она говорит: Да, Вы правы, спасибо!”
Нет, наверное, в таких случаях справкой в путеводителе не обойдешься. Нужна специальная подготовка экскурсоводов. Нужна специальная брошюрка и набор открыток, например, с пейзажами Максимилиана Волошина. Лишь на Алупкинской выставке я смог познакомиться с ними в количестве, достаточном для того, чтобы представить своеобразие этого художника и поэта. Вряд ли их репродукции следует издавать всесоюзными тиражами, но это художник настолько крымский, что в Крыму набор его открыток должен быть в каждом киоске.
Не знаю, в какой рубрике может пойти этот материал. Но в заключение хочу дать предложения для самой популярной рубрики ЛГ.
Если бы директором был я, то создал бы в таких городах, как Большая Ялта, Сочи и некоторые другие, художественные советы во главе со штатным главным художником, независимым от главного архитектора, и спрашивал бы с него по всей строгости за оформление Поляны Сказок и краеведческого музея, за художественное впечатление от фонтана Арзы и от цветомузыкального фонтана. В этом последнем струи бьют с такой силой, что разбиваются в туманную гору. Это вряд ли предусмотрено его создателями. Подбор пластинок тоже “оставляет желать много лучшего”. Для такого уникального зрелища и музыка нужна особая, “фонтанная”. А за дымовые трубы можно спросить и с архитектора.
Кстати, вопросы эстетики в организации отдыха, по-видимому, вообще не очень разработаны. Случайно там же в Ялте увидел я и купил книжку “Человек, среда, отдых”, изданную в Киеве. Аннотация утверждает, что в книге, наряду с другими вопросами, “выявлено эстетическое значение рекреационных территорий”. Однако, найти в книге место, где оно выявлено, я не смог.
Эмоциональное, эстетическое воспитание – важный аспект воспитания гармонически развитого человека коммунистического будущего. И где, как не на отдыхе, человек имеет возможность восполнить пробелы своего образования. А на тех, кто такой потребности не ощущает, эмоциональное воздействие должно быть непроизвольным, ненавязчивым, но повседневным. Может быть, нашему пляжному соседу с детства не повезло, ему попадались музеи весьма познавательные, но не волнующие. Поэтому у него и выработался стойкий иммунитет к тапочкам.
Отдых на юге без моря, загара и спортивных развлечений – это не отдых. Но без эмоциональной зарядки отдых тоже неполноценен. Эмоциональная глухота – не то качество, которым надо гордиться!
Многие из приведенных мною фактов, вероятно, удивят знатоков ЮБК. Причал в Мисхоре уже достроен, армянская церковь давно реставрирована. Дело в том, что эти заметки написаны сгоряча в сентябре 1977 года, а потом забыты. Но вот в этом году на ЮБК побывали мои родственники. Спрут на набережной Лисса (простите, Ялты, почему-то вспомнилась гриновская “Бегущая по волнам”) по-прежнему глотает праздную публику на историческом месте, связанном с борьбой за установление Советской власти. Каменный Святогор на Поляне Сказок по-прежнему надежно защищает доступ к сокровищам деревянной художественной скульптуры. Правда, кто-то отбил у него меч. Знаю, что это не соответствует истине, но так хочется считать этот хулиганский акт стихийным проявлением художественного вкуса нашего народа! А главное, любимая племянница Наташка зачарованными глазами смотрела на все цельнометаллические и оргстекловые чудеса Поляны Сказок, не замечая, по молодости лет, разрывов художественного впечатления.
Вдруг из нее вырастет управляющий отделом культуры Ялтинского исполкома! Не приведи, господи!
Сентябрь 1977 – август 1979
Также в этом разделе: