Лев Толстой, которого мы не знали

(газета “На смену!”, 14.03.95)

Такой книжки я раньше не встречал. То есть не этой именно, а сделанной по такому принципу. В могучей силе цитат, подобранных по определенному плану, я убеждался на собственном опыте. Однако книга объемом больше 200 страниц, составленная из цитат одного автора, – это нечто! Особенно если это такой “популярный автор”, как Лев Толстой.

Известно, что Л.Н. Толстого в последние тридцать лет его жизни мучили вопросы, за пропаганду которых вождь мирового пролетариата назвал его “графом, юродствующим во Христе”. Более-менее систематическое изложение этих взглядов Толстой дал перед смертью в 1910 году в сборнике “Путь жизни”. На создание такой книги натолкнул его, может быть, труд его помощника В.Ф. Булгакова, собравшего и систематизировавшего в самом начале века высказывания великого мыслителя из 168 его работ о религии, нравственности, социальном и государственном устройстве в виде скромного сборника “Христианская этика” с подзаголовком “Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого”. Сам Толстой за год до смерти просмотрел и одобрил рукопись.

Этот сборник, не издававшийся с 1919 года, издан ныне в Екатеринбурге издательством ТОО “Альфа” при спонсорстве концерна “Рифей” и под знаком Уральского Толстовского общества (УТО). Секретарь УТО А. Грамолин на очередной субботней беседе Союза “Братство вер” (эти беседы начинаются в 15.00 в малом зале Дома Науки и Техники) рассказал об этой книжке и о мировоззрении Толстого.

Непривычно и приятно в этой книге отсутствие кавычек, хотя она вся состоит из цитат. Взятые из разных статей, они составляют единый поток философской мысли о жизни, ее противоречиях, о религии, самосовершенствовании и, конечно, о непротивлении злу насилием (1 часть), а также о церкви, государстве, собственности, семье, науке и искусстве (2 часть).

В последние годы началась публикация религиозно-философских работ Л. Толстого в виде сборников (“Я верю!”, “Евангелие для детей”, тот же “Путь жизни”). Однако систематическое изложение его религиозных взглядов в увязке с социальными и с перечнем практически всех его работ в этом направлении издаётся за последние годы впервые.

Эти взгляды не только противоречат канонам православной церкви (поэтому название книжки “Христианская этика” звучит вызывающе) и большевистской концепции, но и расходятся со многими постулатами современного демократического общества:

“Все употребляемые приемы – и божеского благословения, и выбора, и наследственности, и голосований, и выборов, и собраний, и парламентов, и сенатов, – все эти меры оказывались и оказываются недействительными... Все знают, что ни один из этих приемов не достигает цели вручения власти только непогрешимым людям, ни препятствования злоупотреблениям ею” (стр.125).

Многие взгляды Толстого спорны для нас сегодня. Но он и не настаивает на том, что его точка зрения единственно правильная. Единственное суждение, на универсальности которого он настаивает – право каждого человека жить в той религии и по тем правилам, которые лично ему наиболее подходят, не нарушая подобного же права всех остальных людей. Но этот взгляд нашему обществу все еще представляется слишком умозрительным. Такое же неприятие встречали у современников концепции А.Д. Сахарова, значимость которых лишь сейчас становится кое-кому ясна. “Теоретизирование” Толстого касается более глубоких и всеобъемлющих проблем. Его время еще впереди. Поэтому хорошо, что книжка вышла сегодня. Её распространяет концерн “Рифей”. Правда, тираж до смешного мал – 5000 экземпляров. Но лиха беда начало!