Недавно смотрел я передачу для юношества по ЦТ. “Надеетесь ли вы, что мы через 5, ну, через 10 лет будем жить так же хорошо, как живет Запад?”. Такой в ней был задан вопрос.
Что же такое “хорошо”? Наступит ли оно, когда в магазине будут свободно лежать “варенки”, или когда японская видеоаппаратура появится не только в комиссионках, или, наконец, когда каждый сможет взять в ближайшем продмаге 200 граммов парного мяса на ужин?
А может, “хорошо” будет уже тогда, когда каждый сможет свободно купить в соответствии со своими доходами: пенсионерка – ливер по рублю и сапоги за 40 рублей, “звезда” эстрады и кооператор – мясо по 8 рублей и сапожки “маде ин...” за 250?
Мой отец, сражавшийся в юности с басмачами, а с 1937 по 1955 г. проведший в тюрьмах, лагерях и ссылке, рассказал мне такую историю.
Вместе с ним сидел комсомольский работник из Москвы Саша Грамп. Жена Грампа Гертруда приехала в Советский Союз из Америки по контракту обучать английскому языку советских специалистов. За одного из них и вышла замуж.
Прожив в России два или три года, она собралась навестить родных в “День благодарения”. Уехала на месяц, а вернулась через неделю... Глотнув нашего воздуха, она не смогла дышать в прагматической атмосфере США и вернулась в оборванную и разрушенную Россию конца 20-х годов. Вскоре А. Грампа, а за ним и Гертруду постигла печальная участь многих.
С этой историей отец, видимо, хотел передать мне свое представление о шкале настоящих ценностей.
Думаю, что сегодня, когда шкалу ценностей нашего народа стараются привести в соответствие с “общечеловеческой” шкалой, Гертруда Грамп не нашла бы у нас тех преимуществ, из-за которых стоит срочно возвращаться. Как не находит их сегодня, в дни перестройки, Юлий Радзиевский, бывший капитан рижской команды КВН, а ныне американский миллионер. Телепрограмма “Взгляд”, изысканно рекламировавшая его перед Новым годом, по-джентльменски замяла главный для нас вопрос о причинах его отъезда из СССР. Может, он, как А. Тарковский, уехал по творческим соображениям?
Я вовсе не призываю к конфронтации с США. Просто хочу, чтобы мы не забыли о тех наших былых преимуществах перед ними, которые утеряны и продолжают теряться с нарастающей быстротой. О тех чертах российского характера – коллективизме, бескорыстии и неприятии прагматизма, которых сегодня так не хватает не только молодежи. Пожалуй, даже не столько молодежи...
Недавно мне удалось посмотреть во Дворце Молодежи спектакль молодежной студии “Грань” по Рею Бредбери “451° по Фаренгейту”. Советую всем. Динамичность инсценировки и скромность постановочных средств подчеркивает основную идею спектакля – резкое противостояние лиризма, человечности, способности к размышлению тем ценностям, что предлагает Белый клоун с видеостены – новая видеостена, быстрое обогащение. Ребята играют азартно, по-моему, они понимают, что и зачем делают.
Но это скорее исключение. Вместе с системой ценностей мы неизбежно перенимаем у Запада и эстетику. И вот уже стал символом нашей общественной жизни мечущийся на эстраде “на их манер” рок-певец в блестящих обносках (см. статью Е. Лебедева в 10-м номере “Нового мира” за 1988 г.). И вот уже символом настоящего мужчины для наших рокеров стал “белый демон”. А настоящие мужчины, например, из фильмов “Белорусский вокзал”, или “Пацаны”, или “Холодное лето 53-го”, не отвечают критериям масс-культуры.
Как тут не вспомнить “ретрограда” А. С. Грибоедова:
Сегодня “умный и бодрый наш народ” предпочитает сам себя “считать за немцев”. Хотя бы по языку. Поскольку по благосостоянию не получается. И вряд ли получится, пока экономика социализма не станет наукой, позволяющей уверенно определять черты будущего. Пока этого не произошло, надо экспериментировать, но не надо обольщать общество ориентирами, которые могут оказаться такими же лживыми, как “коммунизм в 80-м году”.
Также в этом разделе: