В городе появились скромные афиши спектакля “451° по Фаренгейту” театра-студии “Грань” при Дворце Молодежи.
Спектакль романтический и по-настоящему молодежный. И по составу исполнителей и по направленности. Фантасмагория Рея Бредбери о будущем звучит здесь не только современно, но и полемично. Пожарные – главные люди в нем. Пожарные, которые не тушат пожары, а сжигают дома, где обнаружены книги, и “по совместительству” пытают их хозяев. У нас сегодня возникает ассоциация не с кострами инквизиции и не с кострами, на которых жгли книги фашисты, а с нашим не ушедшим еще прошлым, когда книги были арестованы в “спецхранах” и за чрезмерный интерес “не к тем” книгам можно было распрощаться, если не с жизнью, то уж с комсомолом-то точно.
И не прямое ли следствие этих времен наша фарца, наркомания и проституция, некоторые из “неформалов” – рокеры, люберы, казанские банды. Ведь бездуховность и жестокость расцветают тогда, когда совесть народа заперта в “спецхранах”. Особенно, когда взамен духовности предлагают (это уже из спектакля!) рекламу шампуня, быстрое обогащение и новую видеостену.
Бредбери, наверное, не прост для театра. А может быть, все дело в качестве инсценировки? Инсценировка В. Катаева очень динамичная (спектакль идет чуть больше часа). Хорошо подобраны стихотворные цитаты и музыка, которая звучит в “мозгу” героев. Вначале удивило то, что спектакль о будущем Англии (или Америки?) начинается строфой Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.
А потом еще звучит (хотя и в пародии) блоковское “Ночь, улица, фонарь, аптека...”. Но, поразмыслив, соглашаешься с автором инсценировки. Ведь спектакль адресован нашей молодежи, которая, может быть, узнает стихи Бернса или Блока, но вряд ли знает, что “время жить – и время умирать, время собирать камни – и время разбрасывать камни” – это “Экклезиаст”, одна из лучших книг Ветхого Завета. А упоминание о тысячах погибших за право разбивать яйца с тупого конца у большинства не связывается с именем Свифта, даже если имя произнесено за минуту до этого.
Можно отметить в спектакле некоторую неуверенность исполнительницы роли Клариссы, излишнюю молодость Профессора. Но ведь пожилых в студии просто нет. Все артисты молоды. И привлекают их азарт, самоотдача, с которой они играют. Кажется, они понимают, что и зачем делают. Иногда мешает щелканье выключателей за спиной, иногда фонограмма барражирующих самолетов заглушает артистов. Но все это не может заглушить, а скромность постановочных средств даже подчеркивает основную идею инсценировки (и романа): резкое противостояние человечности, лиризма, способности к размышлению и того образа жизни, который предлагает Белый Клоун с видеостены.
Конечно, та же инсценировка, поставленная профессиональным театром, могла бы быть эффектнее. Но стала бы она от этого лучше? Не знаю... Во всяком случае, лично мое впечатление от этого спектакля сильнее, чем после одного из гастрольных спектаклей профессионального театра, который я смотрел раньше. Кроме героев Бредбери, я увидел ребят, в круг интересов которых наверняка входят не только “шмотки с “тучи”, “диски”, “видяшки” и “тачки”. Наступает время собирать камни. С ними это можно делать.
Спектакль стоит посмотреть. Театр-студия “Грань” даёт спектакли по четвергам.
Также в этом разделе: