У зрителей постарше, чья молодость пришлась на пятидесятые годы, “Маленькая Вера” рождает ассоциации с итальянским неореализмом. Казалось бы, аналогия престижная. Но в тех фильмах, кроме “хлеба” и “любви”, была “фантазия” (один из фильмов так и назывался “Хлеб, любовь и фантазия”) и четкая социальная позиция авторов.
“Маленькая Вера” взяла у итальянцев (а, может, и не только у них) внешние кинематографические приемы. Социальная позиция нашей ленты (не знаю, сознательно или случайно проводимая авторами, но очень удобная для некоторой части молодых зрителей) довольно убогая. Она сводится к тому, что пьяница-отец и не очень далекая, затурканная заботами мать – это плохо (с чем не поспоришь), и детям в таком случае уже ничего хорошего не светит.
Вероятно, создателям и поклонникам “Маленькой Веры” лестно сравнение с зарубежным, а не с отечественным “барабанным” и “лозунговым” кинематографом (хотя у нас были и есть А. Тарковский, С. Соловьев и другие режиссеры, которых трудно отнести к “лозунговым”). Поэтому хочется напомнить еще (тем, кто его видел) фильм “Ночи Кабирии”. Условия жизни его героини вряд ли лучше, чем у “маленькой” Веры. (Кстати, почему “маленькой”? Вот Кабирия действительно маленькая). Но мудрости и таланту Ф. Феллини и, не в последнюю очередь, таланту Д. Мазины обязаны мы тем оптимизмом, которыми, “совершенно без всяких оснований”, наполнены фильм и знаменитая прощальная улыбка Кабирии. Удивительно, но этот старый итальянский фильм о проститутке сделан в традициях русского искусства. Эти традиции – целомудрие и проповедничество. Объяснять же, что такое целомудрие, поклонникам “Маленькой Веры”, не понимающим даже разницы между ханжеством и пуританством, бессмысленно.
Может быть, нечестно хулить рядовой фильм, сравнивая его с мировым шедевром? Думаю, это было бы нечестно, если бы авторы фильма не были столь агрессивны в своем стремлении показать “все как есть”, без всяких там лозунгов и проповедей. Я отнюдь не придерживаюсь той точки зрения, что подросток, посмотрев фильм о преступнике, сделается преступником. Однако неопытный молодой человек может многому научиться, посмотрев “Маленькую Веру”. Например, узнать, каким ударом следует освобождаться от крепких рук милиционера, как принимать в общежитии “даму” с панели и т. д. Но, подобно любому учебному фильму, “герои”, демонстрирующие “модель жизни”, по-человечески совершенно не интересны. Сколько создано в кино образов опустившихся людей, пьяниц, но со своей “особинкой” (например, Е. Леонов в “Осеннем марафоне”, С. Шакуров в “Друге”) несмотря ни на что, людей! А вот все окружение Веры, в том числе и ее “возлюбленный” – не интересны. И в этом главная “правда”, а вернее – главная ложь фильма.
По мнению десятиклассницы А. Матвеевой (“НС” 11 ноября), Сергей переносит шутки в человеческие отношения, “сам того не замечая”, а Д. Мурзин видит его “чутким, тактичным, обладающим здоровым чувством юмора”. Да бог с вами, товарищи! Может быть, вы смотрели другой фильм? Ведь то, что воплотил на экране А. Соколов, куда точнее определяется другой частью характеристики Д. Мурзина: “смелый, решительный, отчаянный, уверенный и в то же время – спокойный...” Супермен, да и только!
Возможно, А. Соколов и должен был создать такой образ, о котором пишет автор “НС”, и быть “лучом света в темном царстве”, но молодому артисту не хватило, на мой взгляд, чуткости, тактичности и... талантливого режиссера.
Если уж искать “луч света”, я бы обратил взгляд в сторону подруги Веры и ее любовника. Вот эти герои действительно, может быть, знают, “куда идти не надо”. А Сергей и Вера не знают, куда надо идти, но еще меньше им известно, “куда идти не надо”.
Также в этом разделе: