Атеизм как вера

(газета "Братство вер", № 1, 1994)

Атеизм в буквальном переводе с греческого означает безбожие. Однако у нас многие считают, что атеизм – это безверие. Советская “атеистическая” пропаганда, противопоставляя веру знанию, науку религии, называла атеизм единственно научным, а веру антинаучной. Между тем, есть и в любой науке положения, которые принимаются на веру временно (гипотезы) или постоянно (аксиомы). И есть антинаучный вульгарный воинствующий атеизм. И есть атеистические по сути мировые религии, такие, например, как буддизм.

Так что отношения между знанием и верой, между Богом и религией не так просты, как кое-кому кажется. И когда мне один симпатичный кришнаит Варадеша-дас сказал, что то, что дает Кришна,— это не вера, а знание, в его словах прозвучало отношение к вере, как к чему-то второсортному. Хотя сказано: “В изначалье истины – вера!”

Атеизм тоже является верой наравне с теистическими формами веры, поскольку достоверных доказательств бытия Бога столько же, сколько доказательств его отсутствия, – ни одного. Различие между теизмом и атеизмом заключается в их отношении к двум вопросам:

а) есть ли во Вселенной Высший Разум, не связанный жестко с человеческим или другими подобными материальными организмами, и может ли он влиять на развитие Вселенной;

б) создана ли Вселенная и ее отдельные части (в частности, земная цивилизация) по заранее составленной Программе или возникла как результат случайного наложения различных тенденций, физических и космических законов.

Все другие вопросы лежат за пределами этого разделения. Например, полагать, что разумная цивилизация Земли – единственная во Вселенной, могут и атеисты, и верующие в Бога, так же как верить или не верить в существование Высших Космических законов.

Лично мне для восприятия того, что происходит во Вселенной, не нужна вера в Бога и Программу, но это не значит, что их нет. Я, считающий себя атеистом, убежден, что человечество не одиноко в Космосе и что, наряду с менее совершенными, чем человек, есть и более совершенные существа. Убежден, что есть законы и поля, которые земной науке пока неизвестны. Допускаю существование наряду с механической, тепловой и электромагнитной других, более высоких форм энергии, в том числе ответственных за психическую деятельность. Не имея никаких на то оснований, я готов даже допустить, что психическая энергия, как электромагнитная и тепловая, может существовать отдельно от человеческого мозга в виде “энергоинформационных комплексов”. Но у меня нет ни оснований, ни желания верить в то, что Вселенная и род человеческий созданы по заранее обдуманному плану каким-либо Средоточием Разума (Творцом) или даже группой существ высшего порядка, без воли которых “не упадет ни один волос”.

Более того, я полагаю, что неизвестные нам Космические законы препятствуют не только доступу более низких культур (прежде всего низких по уровню нравственности, как наша земная культура) к высоким эзотерическим знаниям и энергиям, но и вмешательству более высоких космических культур (не цивилизаций, цивилизация – это детская болезнь безнравственного разума) в жизнь более низких. Исключая особые катастрофические обстоятельства, при которых появились Гермес Трисмегист в Атлантиде, а потом в Египте, Иисус из Назарета в Израиле и некоторые другие Сыны Человеческие.

Не собираюсь оспаривать доводы других вер. Не хочу утверждать, что мое мировоззрение единственно верное. По-моему, торг в области веры вообще неуместен. И тем более неуместно преследование иноверцев и миссионерство огнем и мечом. Мне импонирует представление о том, что характер веры зависит от психологического склада человека. Есть легенда о том, что двенадцать апостолов были заранее предопределены для Иисуса и представляли основные психологические типы человечества. Я считаю для себя наиболее близким по психологической конституции апостола Фому, которому надо было вложить персты в кровоточащие раны, чтобы убедиться в реальности воскресшего Иисуса.

Не сомневаюсь, что 2000 лет назад жил на Земле Иисус, называвший себя Христом. Но чьи знания он нес в мир, не знаю. Отчасти потому, что из полутора десятков его жизнеописаний выбрано людьми и сделано общедоступными лишь четыре (мне особенно жаль Евангелия от Фомы), и потому, что мы можем только догадываться, где он был и что делал с 14 до 30 лет. Его терпимость к другим верам и его нравственный максимализм, столь далекие от принципов некоторых современных конфессий, не позволяют сомневаться, что это был Махатма, “Великая Душа”.

Буквально на днях купил я брошюрку диакона Андрея Кураева “Об отлучении Рерихов от Церкви”. Восхищаясь его полемическим задором, не могу не сказать о том, что мне показалось в этой брошюре натяжкой. Я не называю себя христианином, но считаю, что всякий человек, придерживающийся заповедей Христа, вправе называть себя так. Как последователи Маркса называли себя марксистами. При этом, если для одних христиан (по словам Кураева, для православных) важен сам пример Христа, для других важны заповеди, сформулированные им. И полагаю, что различия в толковании и в восприятии разных сторон его деятельности и мировоззрения не могут быть препятствием для того, чтобы объединить усилия в борьбе против современных апологетов коммерции за столь необходимое восстановление нравственности нашего общества. Объединить усилия не только христиан разных конфессий, но и мусульман, буддистов, иудеев (может быть, тогда ослабеет поток их бегства из “православной” России на историческую родину), да, в конце концов, и атеистов, только не воинствующих.