Человек проходит, как Хозяин

У нас в коллективном саду появились новые соседи. Точнее, одна из старых членов сада прикупила по дешевке для своей дочери участок у нашего соседа, добродушного пьяницы. На месте перекошенной хибарки довольно быстро вырос современный бревенчатый дачный домик, к которому постоянно подвозят на тачке то доски, то цемент, то кирпичи. Как говорится, дай им бог! Однажды ранней, дождливой осенью, подходя к саду, я услышал в лесу странные шаркающие звуки и увидел соседку в синем полиэтиленовом плаще с капюшоном. Вооружившись крепкой палкой, она вспахивала засыпанную хвоей поляну. Подойдя ближе, я пошутил: "А я думал, тут бульдозер какой-то работает!" Она деловито отвечала: "Да вот, на автобус спешу!". Попутно ей удалось найти 6-7 крепких зародышей-груздочков размером в пятак и основательно разрушить грибницу. Если тридцать лет назад, выйдя утром за калитку, мы могли около сада набрать полтора-два десятка моховиков на жареху, то теперь даже за сыроежками приходится ходить за несколько километров. Вспоминается деловой человек из "Маленького Принца" Экзюпери: "Звезды чьи? Ничьи. Значит, мои! Ведь это я первый придумал класть их в банк". Этот бизнесмен - просто ребенок по сравнению с современными "хозяевами жизни". И если внучки-дошкольницы нашей новой соседки, проходя со своего участка на бабушкин, попутно полакомятся малиной с кустов, слишком далеко свесившихся на дорожку, или иргой, которая вообще растет не на участке, а у забора, в этом нет ничего особенного, и столь дорогой сегодняшним "хозяевам" принцип частной собственности, в общем, не так уж и нарушается, зато попутно крепко усваивается "совковый" принцип: ничье, значит - мое!

Хозяевам жизни особенно приятно получить все "на халяву". И такое халявно-партнерское, потребительское отношение к миру тщательно и последовательно вырабатывается у нас электронными СМИ в тех теле-шоу, которые занес к нам из западного ТВ покойный Влад Листьев, - "Поле Чудес", "Угадай мелодию" и др. Эти капитал-шоу всегда напоминают мне сентенции бригадира пожарников Битти из повести Р. Бредбери "451 градус по Фаренгейту".

"- Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов, или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, - ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные... Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология... Главное, Монтэг, запомните - мы борцы за счастье - вы, я и другие. Мы охраняем человечество от той ничтожной кучки людей, которая своими противоречивыми идеями и теориями хочет сделать всех несчастными. Мы - сторожа на плотине!"

И это отвлечение замордованных "реформами" телезрителей от их насущных проблем сопровождается халявными "общедоступными" призами, нацеленными на взращивание менталитета азартного игрока. Ведь усилия игроков во всесоюзную "балду" - "Поле Чудес" несопоставимы со стоимостью тех призов, которые в рекламных целях выделяют им "добрые" компании-спонсоры, тоже заинтересованные в спокойствии, в охране человечества от идей и теорий.

По этому же пути пошел и В. Ворошилов со своим теле-шоу "Что, где, когда?" Если раньше заслуженным призом знатоков были хорошие книги, теперь они бросают фишки, как в Лас-Вегасе, и ворочают сотнями тысяч. Пока, правда, рублей.

Не может быть, чтобы эти шоу-мены не понимали отведенной им роли "сторожей на плотине". Ведь среди них есть и профессиональные философы. Но шоу-мен тоже проходит, как хозяин, по эфиру родины своей, разрушая грибницу народных обычаев, нравов, оставляя нас без нашего будущего, с будущим пожарника Битти.

Хорошая песня у нас была "Широка страна моя родная". Сейчас ее критикуют, главным образом, за строки "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". Поэта обвиняют в лицемерии. Не знаю, лицемерил ли он, когда писал, но знаю пару репрессированных, у которых эти строки не вызывают аллергии. А сейчас мы, с точки зрения критиков, стали дышать гораздо вольнее?

У меня сегодня вызывает сомнение другая строка той же песни. Стоит ли восхищаться человеком, который "проходит, как Хозяин необъятной родины своей"?

Почти весь XX век мы прожили с лозунгом, который в простоте душевной провозгласил И.В. Мичурин: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!". И лишь в конце века начали понимать, что победить природу, может быть, и можно, но последствия этой "победы" будут гораздо печальнее, чем мы предполагаем. Природу надо не побеждать, а смиренно постараться понять, не забывая при этом, что земное человечество - лишь ничтожная часть ее. Как сказано в Писании, "аз есмь червь". Важно, чтобы понимание этого пришло не в старости, как ко многим из нас, а в детские годы и стало не вбитой в сознание догмой, а образом жизни.

Овладение новыми, все более связанными видами энергии уже аукнулось нам не только Чернобылем и радиацией от ядерных испытаний, но и нарастающей как снежный ком проблемой радиоактивных отходов. А мы, еще не осознав всей трагичности безнравственной технократии, уже тянемся шаловливыми ручонками к более глубоким и более мощным энергиям. Мы забыли, что жители Атлантиды погибли после того, как погрязли в техническом комфорте, создав "железных зверей, которые им служили".

Конечно, неплохо было бы понять механизм жесткой реакции Космоса на нашу безнравственность. Но, если это приведет к еще более продуманной безнравственности (а это так и будет!), то уж лучше не надо. Тогда вера в Творца, Карму или Иерархию Белых Братьев - это одинаково разумная альтернатива бездумной самоуверенности "царя природы", "венца творения".