Эта работа начиналась с рассуждений о связи между политикой и нравственностью. За то время, что я ее писал, политика в России, если и стала более нравственной, то не намного. Есть подозрение, что невнятность позиции Президента Путина вызвана его стремлением примирить противоположные тенденции в российской политике, найти равнодействующую всех "мечт". Может быть, он действительно хочет добиться "максимальной суммы счастья", о которой говорил Кропоткин? Но тогда надо учитывать особенность России, о которой говорится в главе "У каждого свои недостатки", то, что Данилевский и Чеурин называют "многоосновностью" России. В первой главе уже говорилось, что и госкоммунизм и капитализм можно рассматривать лишь как промежуточные этапы социального устройства, в какой-то мере соответствующие сегодняшнему уровню нравственности (точнее -безнравственности) человеческого общества.
Большинство духовных пастырей и лиц, ведущих духовный поиск, говорят, что они не хотят иметь никакого отношения к политике, к этому грязному делу. Забывая известное выражение, что "если вы не хотите заниматься политикой, она рано или поздно займется вами". Немногие духовно ориентированные люди наоборот готовы окунуться в политику, создают общественно-политические движения вроде "Духовного наследия" или "Выбери свое будущее!" Забывая, что политика все же дело грязное, или идеалистически надеясь его отмыть. Я не говорю о тех политиканах, которые прикрывают псевдо-духовной ориентацией свои корыстные интересы. Мне представляется наиболее правильным стремление определить и высказать свою политическую позицию, не вступая в разные политические организации, после которых одна стирка.
У нас в России, если не равны, то сравнимы силы разных социальных тенденций, по-разному мотивированных групп, которые в запале споров обзывают друг друга "торгашами" и "коммуняками". Обе они, в принципе, имеют одинаковое право на жизнь, в странах западной демократии периодически сменяют друг друга у руля. Но там они менее разделены, менее резко выражены, и смена не сопровождается социальными потрясениями. У нас иначе. При этом те "правые силы", либеральные буржуазные демократы, которые говорят, что за коммунистами идут только пенсионеры, выдают желаемое за действительное. Чем крепче будут затягивать "либеральные" гайки и тянуть на себя одеяло торгаши, тем активнее и обширнее будут силы коммуняк. Чтобы управлять таким обществом и поддерживать равновесие усилиями сверху, нужна мощная управляющая вертикаль, к созданию которой толкают Путина, и гигантский чиновничий аппарат, который растет экспоненциально, обюрокрачивается спонтанно и коррумпируется автоматически. Возможно, если торгаши существенно одолеют коммуняк, он уменьшится до размеров коммунистического адмбюраппарата, но это сокращение будет временным.
Некоторые рецепты того, что следует нам делать в России, можно найти в предложениях Международного Сообщества Бахаи. Дело в том, что бахаи призывают к единству всего человечества, а человечество в целом так же многоосновно, как Россия и Индия, чего не скажешь о других, как западных, так и восточных странах.
На выборах внутренних органов управления в общинах бахаи кандидатуры не выдвигаются, предвыборные кампании и образование фракций запрещены. Функция тех, кого друзья свободно и сознательно избрали, - "не диктовать, но совещаться, и совещаться не только между собой, но с возможно большим числом друзей, которых они представляют". Они полагают, что отдельное лицо не должно иметь никакой власти над другим человеком или учреждением. Право принимать решения принадлежит лишь избранным Собраниям. Какая разительная альтернатива сегодняшней России с сотнями президентов разного калибра!
Бахаи же предлагают аналогичные принципы и в международных отношениях для достижения всеобщего мира и единства человечества. Единство, которое они имеют в виду, - это не единообразие, к которому приводятся у нас члены "медвежьей" партии власти (вспомним хоть недавнюю "медвежью болезнь" по поводу недоверия Правительству в Госдуме). Это единство в многообразии, мировая федеративная или конфедеративная система, объединяющая бесконечное разнообразие, богатство целого.
Бахаи отрицают дух конкуренции, государственное устройство, основанное на соперничестве. В Заявлении "Путь к процветанию человечества"(1995г) Международное Сообщество Бахаи критикует современную демократию: "К этому не имеет никакого отношения та идеология противостояния, которая повсюду беззастенчиво присвоила себе имя демократии и которая... сегодня увязла в цинизме, апатии и безнравственности, ею же самою порожденных. Чтобы выбирать тех, кто будет принимать коллективные решения от имени общества, недостаточно и даже вредно прибегать к таким политическим средствам, как выдвижение кандидатур, предвыборная кампания, предвыборная агитация и защита кандидатами своей программы".
И там же: "Традиционные экономические модели, основанные на безликих рыночных отношениях, при которых индивидуумы выступают как разобщенные носители эгоистических интересов, не удовлетворяют нуждам мира, движимого идеалами единения и справедливости".
Наконец, еще одна цитата из того же Заявления МСБ: "Власть всегда означала способность захватывать, превосходить, подавлять, давать отпор и побеждать... Традиционное понимание власти как орудия соперничества имеет столь же далекое отношение к построению будущего человечества, как строительство железных дорог к задаче вывода космических спутников на орбиту".
За пропаганду взглядов бахаи я уже, вероятно, заслужил награду от Всемирного Дома Справедливости (высшего органа бахаи). Что же делать, если из всех теистических мировоззрений бахаистское кажется мне наиболее логичным?