"Опасайтесь миссионерства... Тонка черта между утверждением и навязыванием..." Может быть, кому-то покажется, что я навязываю свои взгляды читателю. Чтобы такое впечатление не сложилось, я уже привел и впредь намерен приводить доводы оппонентов, в том числе и такие, на которые у меня нет ответа. Но самое главное, о чем следует сказать уже сейчас, это мое понимание толерантности.
Этот термин стал сейчас очень модным. 1995 год был даже объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Под давлением ситуации в мире все больше людей понимает, что жесткая конфронтация по религиозным, политическим и другим вопросам, стремление навязать другим свою точку зрения, даже вызванное святой убежденностью в ее правоте, не всегда дает желаемый результат, но всегда приводит, как минимум, к стрессам, а в большинстве случаев - к кровавым и трагическим для обеих сторон результатам. Русский перевод слова "толерантность" - терпимость, применяется редко, потому что имеет у нас исторически двусмысленную окраску. Но Иисус Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете!" Конечно, трудно примириться с безнравственностью, пьянством соседей, да, наверное, и не нужно, если они мешают вам спать. Если же не мешают, вы можете лишь из человеколюбия давать им советы, при их желании должны помочь им выйти из кризиса, но навязывать свою мораль вряд ли вправе. Даже то, что вы знаете наверняка, вашему соседу может быть недоступно. Но прежде всего задумайтесь: действительно ли то, что вы знаете, является знанием, а не искренним заблуждением!
Это особенно относится к вопросам веры, которая вся от начала до конца основана не на логических доводах, а на эмоциональном восприятии или на чужом авторитете. В зависимости от того, насколько вы осознаете вариативность (не абсолютность) ваших представлений, вам может быть в разной степени свойственна толерантность.
Первая ступень толерантности: вы прекрасно понимаете, что тот, кто верит иначе, чем вы, неправ, но согласны не только терпеть его рядом, но и сотрудничать с ним, хотя понимаете, что после смерти он все равно попадет в ад. Но признаете за ним право выбора и не вступаете с ним в споры. Это позиция большинства верующих "по привычке", без раздумий, а также всего священства традиционных, "господствующих" религий. Термины "господствующая" и "традиционная" не мои, они, к сожалению, освящены нашими традициями и "Законом о свободе совести".
Вторая ступень толерантности: вы понимаете, что Бог один и что правы в равной степени не только католики, протестанты и православные, но, может быть, и мусульмане, иудеи и кришнаиты, поскольку все вы взбираетесь на одну и ту же гору, хотя и с разных сторон. Такой взгляд сегодня свойственен многим неортодоксально верующим, тем, кто считает необходимым сознательно выбрать свой духовный путь, свои "тесные врата". Этого взгляда обычно придерживаются служители так называемых "нетрадиционных" религий, кроме, пожалуй, нетрадиционных христиан, которые, согласно двухтысячелетней традиции, верят в "своего" Христа даже более фанатично, чем "традиционные" христиане. Наиболее ярко выражает этот взгляд религия бахаи.
Однако есть еще и третья ступень толерантности. Как я уже говорил, начиная с предисловия, отличие веры от знания в том, что она в целом не имеет никаких логических оснований, пытается объяснить "чудесные" факты и явления исходя из определенных предпосылок, которые не могут быть измерены и даже познаны, из совершенно искренних свидетельств (шарлатанов и обманщиков в расчет не берем), которые не могут быть воспроизведены, причины которых трактуются в соответствии с опытом и эмоциональным состоянием свидетеля. Эти свидетельства не могут быть исследованы классическими научными методами, потому что Бог непознаваем. Поэтому высшей на сегодняшний день ступенью толерантности является понимание, что в области веры мы все одинаково неправы. Во-первых, потому что мы не можем быть уверены в природе источника сообщаемых нам эзотерических знаний, а во-вторых потому, что даже достоверные знания не всегда нами адекватно воспринимаются. Много званых, да мало избранных! И я не могу утверждать отсутствие Творца и сотворения мира, могу лишь говорить, что для моего мировоззрения они необязательны. Такой подход пока спокойно воспринимают лишь немногие, и особенно яростно выступают против него священнослужители любых религий, в том числе атеистической воинствующей религии госкоммунизма, пророки, экстрасенсы, гуру и другие люди, для которых проповедь тех или иных мировоззренческих позиций является делом жизни, а иногда и источником существования.
Но даже они, считая такую толерантность чрезмерной, не могут не признать, что она является пока высшей ступенью терпимости, так же, как тезис "подставь другую щеку" является невыполнимым, но высшим для сегодняшних людей идеалом христианской нравственности.
Из всех представителей религий, с которыми я знаком, к моему атеизму терпимее всех относятся сторонники религии бахаи. Как я уже писал (см. статью "В защиту веры"), религия кроме веры включает еще обряды (ритуалы) и клир (священников, призванных охранять догматы, поддерживать религиозность и распространять Слово Божие). Даже такая нетрадиционная религия, как госкоммунизм, имела кроме веры во всеобщее равенство клир (КПСС) и обряды (демонстрации, партактивы и проч.) Кажется, единственная религия, которая, по завету основателя, не имеет клира и имеет минимальные обряды, это религия бахаи. Этот и другие заветы Баха-Уллы: стремление к единству человечества, требование до всего доходить своим умом, отрицание всяких авторитетов (кроме, к сожалению, авторитета самого Баха-Уллы), контрастирует с фанатизмом и корпоративностью всех остальных религий.
Мне наиболее симпатичен отказ бахаи от миссионерства - рассказывать о своей религии им разрешается только тогда, когда их об этом попросят. Сам я считаю допустимым лишь один вид миссионерства: навязывание окружающим осознания необходимости задуматься о своем мировоззрении, о своих "тесных вратах". Однако именно к такому миссионерству человечество сегодня наименее готово.