Дефицит духовности в сегодняшнем российском обществе ощущается буквально всеми – и правыми, и левыми, и представителями разных религий, и атеистами, и торжествующими сегодня адептами «личного успеха», и сравнительно немногочисленными сторонниками коллективизма, общинного устройства жизни. Хотя, что такое духовность, каждый понимает по-своему.
По нашему мнению, духовность – это не состояние, а процесс, постоянное стремление, поиск истины. Догматика «традиционных» религий устраивает не всех. И духовность общества в целом возрастает, когда к людям иной веры относятся дружелюбно и готовы с ними сотрудничать.
Чтобы работать с иноверцами, надо обладать веротерпимостью или, как сейчас говорят, религиозной толерантностью, то есть не только спокойно, но и конструктивно относиться к тем взглядам, которые не совпадают с вашими.
На такой платформе могут договориться и совместно работать не только христиане разных конфессий (это в религиоведении называется экуменизмом), но и христиане с мусульманами, кришнаитами, бахаи, даосистами, и даже с атеистами. Ведь атеизм – это тоже вера, ничуть не более доказательная, чем все другие. Атеизм вовсе не исключает существования непознанных законов и объектов Природы, он лишь отрицает сознательное, по Программе, сотворение мира и человека.
Не объединяться в одну церковь, а спокойно и плодотворно работать вместе для достижения общих целей, не перетягивая одеяло на себя, оставив в стороне амбициозные планы расширения своей и отвоевывания чужой паствы, - вот путь к истинной духовности. Братство и сотрудничество самых разных вер, по нашему мнению, вполне возможно. Мы называем его суперэкуменизмом.
На этой основе было создано в 1994 году общественное движение «Братство вер», зарегистрированное в 1996 году под названием «Общество духовной культуры» (ОДК). Оно было ориентировано на укрепление связей между религиозной и светской духовностью и активно сотрудничало не только с религиозными, но и с нерелигиозными организациями и группами духовного поиска (в том числе и незарегистрированными юридически), с такими светскими организациями, как Уральское Толстовское Общество, клубы ЮНЕСКО духовной ориентации и др., с национальными землячествами, которые позднее стали называться национально-культурными автономиями.
Наиболее долговременной инициативой ОДК стало проведение ежегодного межнационального и межконфессионального фестиваля духовного творчества, который был назван «Купол Света». Первый фестиваль проходил в конце апреля 1996 года под эгидой Уральской Ассоциации клубов ЮНЕСКО, его снимало Свердловское государственное телевидение, и получасовая программа о нем была показана в конце мая. Первые шесть фестивалей (с 1996 по 2001 год) состоялись в Екатеринбургском Доме Науки и Техники, руководство которого доброжелательно относилось к нашему начинанию, последующие три (2002-2004 год) - в Областном Госпитале инвалидов и ветеранов войн, которым тогда руководил С.И. Спектор. Дважды фестиваль проходил в Свердловском государственном областном Дворце Народного Творчества (СГОДНТ) и уже трижды в Детской музыкальной школе №12.
Каждому фестивалю мы старались дать девиз, определявший основное направление. Первый фестиваль прошел под девизом «Постижение». Так назывался показанный на нем любительский фильм об экскурсии членов подросткового клуба из Новоуральска в г. Верхотурье. Второй назывался «Женское лицо России». В 1999 году, году Пушкинского юбилея, девиз, естественно, был «Глаголом жги сердца людей!» и фестиваль начинался пушкинским стихотворением «Пророк» с отсылкой к тексту ветхозаветной книги Исайи. На этом же фестивале «глас ангельский России» Е.А. Сапогова прочла фрагмент своего моноспектакля «Пинежский Пушкин» по Б. Шергину.
В 2000 году девиз фестиваля «На ясный огонь!» был заявлен известной песней с тем же названием, которая прозвучала в начале праздника, и последовавшим за ней стихотворением «Твой ясный огонь». В 2001 году девизом фестиваля было «Мир, любовь, единство».
На фестивале обычно звучат стихи самодеятельных поэтов и классика. Так, на одном из фестивалей (2001г) программа была построена на стихах Н. Гумилева. На другом (2003г) аналогичную роль играли стихи Б. Пастернака, еще на одном – бардовские песни в исполнении Ю. Брусницыной. Вообще без бардовских песен не обходится ни один фестиваль. Авторские песни В. Козлова из Первоуральска, Г. Перевалова из Екатеринбурга, М. Низами из Асбеста, А. Дубс из Режа и др. звучали на нескольких фестивалях. А заканчивали мы много лет песней О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», которую пел весь зал. В последние годы итоговой песней стала «Возьмемся за руки, друзья!» Б. Окуджавы. С танцами и хороводами выступали детские фольклорные коллективы «Солнышко» из с. Арамашево Режевского района, «Кугарчен» («Голуби») башкирской национальной школы на Эльмаше, ансамбль еврейской воскресной школы, хореографический ансамбль ДК «Стрела», студия пантомимы «Фрески», взрослые ансамбли – марийской общины, русский фольклорный ансамбль «Ладкане» и другие. Очень яркими были на нескольких фестивалях выступления кришнаитов с их махамантрой. Чудеса духовной тренировки физического тела показывали члены Ассоциации «Свободное дыхание». На первых двух фестивалях объединяли весь зал песни в исполнении двух Светлан – Гусевой и Корепановой из общины бахаи «Все мы листья одной ветви и цветы в одном саду». Когда это оказывалось возможным, в программу включались отрывки из спектаклей.
Мы всегда старались, хотя не всегда это получалось, избежать рекламы того или иного религиозного учения, пропаганды религиозных догматов или конкретного духовного пути. Но если суть подхода, как у Центра «Урал-Цигун» (сегодня их группа называется «Тай Цзы Цюань»), заключается в непроизвольных пластических движениях под музыку, мы с удовольствием включаем их в программу.
Не все заслуженные артисты готовы, как Е.А. Сапогова, выступать рядом с любителями, тем более не все готовы выступать бесплатно. Тем не менее, мы слышали высокопрофессиональную игру на дудуке Ованеса Симоняна, филармонический инструментальный квартет армянских музыкантов, профессиональное «катарачское» народное пение Евгения Калуцкого. Однако фестиваль духовного творчества это не просто концерт, а то, что называется «массовым зрелищем», в нем участвуют не только профессиональные артисты, но и «люди из зала», даже в первую очередь люди из зала. И эффект от их выступлений зависит не только от профессионализма, но и от душевной отдачи, проявленной жизненной позиции.
На многих фестивалях кроме «художественной части» в фойе устраивались выставки картин, планшетов, характеризующих деятельность организаций, принимавших участие в празднике, выкладка и продажа духовной литературы, сувениров.
В течение 10 лет «Обществу духовной культуры» помогали в организации фестиваля представители разных духовных групп, в том числе «Иванов Стотысячных» (потом «Школа синтеза»), «Школы Универсологии», движения «Сахаджа-Йога» и других. Но эта помощь была нерегулярной. C 2006 года к организации фестиваля активно подключился местный филиал «Ноосферной Духовно-экологической Ассамблеи Мира», а с 2008 года «Федерация за всеобщий мир», которые сейчас являются основной движущей силой фестиваля. С того же 2006 года фестиваль стал регулярно проводиться в течение двух дней, причем в первый день проходит конференция или круглый стол по выбранной оргкомитетом проблеме. С 2007 года, по решению оргкомитета, фестиваль стал именоваться «Мир Света».
Доступ участников, зрителей и слушателей в зал фестиваля всегда был свободный, никакие спонсорские средства не использовались, кроме бесплатного предоставления помещений и сбора за предоставление столов на выставке-продаже. Иногда для оплаты обслуживающего персонала привлекались собственные средства организаторов.
По завершении фестиваля организаторы и некоторые наиболее активные участники обычно остаются на 30-40 минут для «разбора полетов». На этих собраниях по горячим следам обсуждают успехи и недостатки мероприятия, высказывают пожелания и строят планы дальнейшей совместной деятельности. По существу, эти собрания являются основным двигателем согласованных действий тех организаций и людей, которые в таком согласовании заинтересованы, на них выявляются и извлекаются уроки фестиваля, как существенной части нашей работы.
февраль 2010
Также в этом разделе: