“И ныне говорю вам; отстаньте от людей сих и оставьте их:
ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно
разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его;
берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.”
(“Деяния Св. Апостолов” 5, 38-39)
Ненависть к людям, непохожим на нас, только за то, что они непохожи, называется по научному “ксенофобия” (“чужебоязнь”). Малопочтенное это свойство не красит людей и общество, которые им заражены.
По роду своих занятий довелось мне познакомиться с Суламифью (Ириной) Г. Еврейка по национальности, мать пятерых (!) детей, она жила в селе в одном из районов Свердловской области. Она прошла через православную веру, посещала протестантскую церковь “Новая жизнь”, окончила библейскую школу и в конце концов вполне осознанно, узнав об авраамических религиях (иудаизм, христианство и ислам) больше, чем многие из нас, укрепилась в неортодоксальном иудаизме. Таков ее выбор. Ее муж, как она говорит, более ортодоксальный иудей; дети, конечно, тоже воспитываются в соответствующем духе. В частности, согласно иудейским правилам, они постоянно носят “кипу” (иудейскую шапочку). Иудею-мужчине так же неприлично выходить без нее, как нам с вами без штанов.
В селе, естественно, синагоги нет (ее нет даже в Екатеринбурге), все остальные считают себя православными, посещают православную церковь. Не по истовой вере, а потому что так принято в этом селе. Соседка-бабушка, увидев однажды Суламифь, занятую стиркой в воскресенье, попеняла ей за такое занятие в Божий день. Утверждения нашей героини, что Божьим днем является суббота, не привели к консенсусу. Ее дети в школе и на улице постоянно подвергались преследованиям других детей, и однажды, в апреле прошлого года, старший сын был избит до состояния клинической смерти. Она его еле выходила.
Из трех “православных” подростков один парень 18-ти лет был осужден за хулиганство (даже не злостное!) на год тюрьмы, второй – на 15 суток, а третий вообще оправдан. При этом в общественном мнении села она виновна в том, что посадила в тюрьму “невинного ребенка”. Опытный юрист-еврей, знающий российское право и российскую юридическую практику, у которого она консультировалась, будучи не удовлетворена решением суда, сказал ей: “У Вас есть только один выход!” Теперь она изучает иврит.
А мне обидно, что из-за мерзости нашей “демократической” системы Россия лишится еще одного знающего, активного и осмысленно верующего (это сейчас такая редкость!) человека. Суламифь говорит, что из-за таможенных ограничений возьмет с собой из литературы только несколько томиков Владислава Крапивина, чьими фантастическими повестями она поражена, так как описанные в них параллельные миры знает не понаслышке. И один только иудейский Бог знает, будет ли она с ее неортодоксальностью, воспитанная все таки в российских условиях, удовлетворена той жизнью, которая ее ждет в Израиле.
Я вовсе не склонен упрекать Русскую Православную Церковь (РПЦ) в нетерпимости к иноверцам. Уверен, что никакой пропаганды нетерпимости в храме, посещаемом насильниками, о которых идет речь, не ведется. И все же екатеринбургской епархии РПЦ есть, по-моему, о чем задуматься. Господствующее положение РПЦ в России не только по количеству прихожан, но и по отношению к ней официальных властей, налагает на нее особую ответственность. Не мне определять методы воздействия церкви на ее паству, но что-то, видимо, должно быть изменено в проповедях именно православных священников, количество которых в России, вероятно, больше, чем всех остальных священнослужителей вместе взятых.