Одиночество

Этот цикл сонетов сразу так и задумывался, как размышление о разных видах одиночества, еще в те годы, когда об одиночестве писать было не модно. Магистрал и еще несколько сонетов были написаны в 1972 году, полгода спустя после смерти моей матери, а остальные под влиянием Г.В. Иванова в 1988 году, когда он предложил мне публикацию (Она состоялась в журнале “Уральский следопыт» в 1989 году. Там было напечатано 9 сонетов из 15). Но получились стихи неравноценными.

Цикл, вообще-то, не тянет на венок. Не все сонеты написаны в канонической форме, они не сцеплены, как положено, первыми-последними строками. Но есть общая тема, есть магистрал, увязывающий сонеты с одного конца. Так что это скорее веник, чем венок.

Посвящения сделаны, как правило, позже написания. Некоторые я бы сейчас не сделал. Но, что было, то было.

 

1. Взгляд

Павлику

Один на бесконечном берегу
Ребенок - между камнем и волной.
Сбежал к воде и замер на бегу,
Он смотрит вдаль и слушает прибой.

В восторге к сердцу кулачки прижал -
Он в первый раз от мамы убежал.
Ему еще опека надоест,
А ей всю жизнь нести нелегкий крест.

Все мирозданье смотрит на него,
Цены ему не ведая пока:
Остер ли взгляд, тверда ль его рука?
А он не замечает ничего.

Волна беспечно трется о песок,
Смывая след босых ребячьих ног.

 

2. Первопроходец

Б.Н.Е.

Весь в белой пене выброшен баркас
На берег, где лишь чайки, да песок.
Расколот компас, и маяк погас,
Свод неба беспощаден и высок.

Устал идти в кильватерном строю
Решил тропу попробовать свою,
В азарте он себя не поберег
И развернулся рифам поперек.

Он видел за ревущею грядой
Роскошный сад желанья своего,
И вот лежит в полмиле от него,
Оставленный отхлынувшей водой…

Но вслед ему другие корабли
Рискнули. И пробились. И дошли.

 

3. Тишина

Г.В. Иванову

Я до сих пор поверить не могу,
Что докричался в вязкой тишине,
Где ясно видят все, что я не лгу,
Исподтишка поддакивают мне,

А вслух мне говорят, что я не нов,
Что мой неактуален парафраз,
Что слишком перегружен мой баркас
Абстрактной грудой беспредметных снов.

И вдруг мне кто-то руку протянул!
Я сам себя покрепче ущипнул,
Чтобы прогнать несправедливость сна.
Ведь он пройдет, как с белых яблонь дым,
Тугая дверь захлопнется за ним,
И вновь меня обступит тишина…

 

4. Изгой

Б.Н.Е.

Не чую ног, не подымаю глаз,
Мой лоб в крови, одежды - в клочья.
Хочу просить прощения у вас
За то, что вам не смог помочь я.

А ваши хитроумные жрецы…
Вы отпустите их обедать.
В их очагах румянятся тельцы,
Каких вам сроду не отведать!

А я… Что ж, я вас искренне люблю,
Но вы ведь видите и сами:
Я - не Христос, я вас не накормлю
Пятью хлебами!

Но, пусть наверх дорога нелегка,
Опорой вам всегда моя рука!

 

5. Одинокий робот

Аленке

Не чувствует безвольная рука
Другой руки, железной и родной…
Компьютер привезен издалека,
Но у него сегодня выходной.

Он прорешал, не зная неудач,
Три миллиона тридцать пять задач,
Но был два дня без света весь квартал,
Когда компьютер вдруг затосковал.

Ему бы хохотать, да веселиться,
Ведь он познал и радость, и успех,
Ему зазнаться было бы не грех,
А он тоскует - не с кем поделиться!

Нет! Неприлична роботу тоска -
Энергоемкость слишком велика!

 

6. Пустыня

Ю. Абдураманову

Сквозь пальцы уходящего песка
Не удержать - сжимай ладонь до боли…
В рубашках, покоробленных от соли,
Мы восемь дней брели до кишлака.

Мы, как солдаты, выиграли бой.
В грузовике усталые трясемся,
Сведенные причудливой судьбой.
Случайно встретились - и разойдемся.

И вот, взмахнув приветливо рукой,
Мы друг за другом покидаем кузов.
Ведь, кроме солидарности мужской,
Мы не везли особо ценных грузов.

Водитель! На прощанье погуди -
Мой переулок виден впереди…

 

7. Контакт

Алле

А память снова выстроила ряд
Полузнакомых, промелькнувших лиц -
Слегка нахальных бронзовых ребят
И в меру подмалеванных девиц.

"Как вам вчера понравилось кино?"
"Погода завтра будет неплохой!"
А я с тревогой думаю одно:
Там что-то есть, за этой шелухой!

Бывает же порой - растает лед,
И слышишь сердца учащенный такт…
Так в небо провожают самолет:
"Контакт!" - и четкий отзыв:"Есть контакт!"

Нас скоро сменят наши малыши…
Как будет там у них насчет души?

 

8. Память

Дм. Юденичу

Всех тех, кого уж не вернуть назад,
Я беззаветно в памяти храню
И не отдам бесценный этот клад
Забвения зловещему огню.

Со мной друзей ушедших голоса
И губ девичьих ласковый изгиб.
Давно б я поскользнулся и погиб,
Когда б не эти строгие глаза!

Нет, наша память - это не музей,
Где свалены обломки старины.
Мы все еще на что-нибудь годны,
Пока мы живы в памяти друзей!

В урочный час, в назначенном году
И я во чью-то память перейду.

 

9. Улыбка

В.Д.

Твой нежный взор и милые черты.
Впервые сокрушили мой покой,
Но мне улыбкой отвечала ты,
Не я был твой избранник и герой.

Все это было много лет назад,
Сын у тебя, я дочерью богат,
Проходят дни, проносятся года,
Но первой ты осталась навсегда.

Мы изредка встречаемся с тобой
В кругу друзей, что нам с тобой близки.
Объятья их по-прежнему крепки,
Хотя виски покрыты сединой.

И ты с улыбкой смотришь мне в глаза.
Как глубоко в ней прячется слеза!

 

10. Обида

И ласковый укор твоих речей,
И бурю слез, и гнева немоту
Не променяю, право, ни на чей
Лукавый взгляд. Не перейду черту!

Но, если б знала ты, когда кричишь,
Иль, гневом ощетинившись, молчишь,
Какою горечью душа полна,
Как иссушает сердце мне она.

Так мало нам с тобой отведено
Часов, и дней, и месяцев, и лет,
И так глубок на сердце каждый след.
А сердце ведь у нас с тобой одно!

Так не упрямься, взор не отводи,
Дай мне прижать тебя к моей груди!

 

11. Ручей

Ни в жаркий день, ни в сумраке ночей
Не перестану думать об одном:
Пусть невелик, но светел мой ручей,
А ямб мой пятистопен в основном.

Он высветлит, промоет все подряд -
И змеевик, и яшму, и гранат,
Хоть кой-кому не стоит ничего
Ведро помоев выплеснуть в него.

Но то, что он проделает в тиши,
Не сможет сделать бурная река -
И горсть золотоносного песка
В ней не намоешь, сколько ни спеши.

А если вдруг к нему склонишься ты,
Он отразит любимые черты

 

12. Отрада

Елене Балчуговой

Не возвратят угрюмые мечты
Ни радости познанья красоты,
Ни горечи бессмысленных утрат,
Ни торжества побед не возвратят.

Была любовь, иль не было ее?
На месте тучных нив теперь жнивье,
И над стерней кружится воронье.

А сверстники, с кем начинали бой -
Иных уж нет, другие далеко,
А третьи слишком заняты собой,
В их панцирь достучаться нелегко.

Но есть одна отрада у меня -
У ног моих шныряет ребятня,
И все смелей они день ото дня!

 

13. Болезнь

Терновым оказался мой венок...
Пронзили иглы кожу головы.
Усталость поднимается от ног,
От алой и серебряной травы.

Вокруг меня халатов белизна.
Им всем со мной сегодня не до сна.
Кому в итоге жизнь моя нужна?
А за окном безумствует весна...

Эй, кто-нибудь, гоните докторов!
Я - как всегда, я весел и здоров.
Пусть я один, но мой не кончен путь,
Мне только бы немного отдохнуть!

А может быть, попробовать и мне
Умчаться вдаль на розовом  коне?

 

14. Старость

Я лишь с тобою не был одинок.
Я с детства был немного нелюдим.
Тех странных дней взлохмаченный поток
Осел в душе, как горьковатый дым.

Потом привык нигде не унывать,
За дерзостью застенчивость скрывать,
Средь тех, с кем мало-мальски был знаком,
Я слыл весельчаком и остряком.

Твоя улыбка, нежности полна,
Открылась, как подснежник на снегу,
Но... я ее припомнить не могу,
И на висках пробилась седина.

К нулю идет мне отведенный срок,
Я лишь с тобою был не одинок.

 

15. Крушение (магистрал)

Один на бесконечном берегу
Весь в белой пене выброшен баркас...
Я до сих пор поверить не могу,
Не чую ног, не подымаю глаз.

Не чувствует безвольная рука
Сквозь пальцы уходящего песка,
А память снова выстроила ряд
Всех тех, кого уж не вернуть назад.

Твой нежный взор, и милые черты,
И ласковый укор твоих речей
Ни в жаркий день, ни в сумраке ночей
Не возвратят угрюмые мечты.

Терновым оказался мой венок.
Я лишь с тобою не был одинок.

 

 

Cонеты «Контакт», «Пустыня» и «Память» использованы мною в инсценировке «Маленький принц» по сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери. По утверждению одной из моих знакомых Т.И. Карпенко, сонет «Память» стал туристской песней. Сонет «Обида» еще одна моя знакомая, психолог Е.Ю. Курова, использовала в своих семинарах для характеристики межличностных отношений в семье.

Однажды (в 2010 году) я получил письмо от ранее неизвестного мне собирателя венков сонетов Сергея Луговцева из Одессы с просьбой выслать ему мой венок сонетов, информацию о котором он нашел в Интернете, а самого венка не нашел. Я послал ему «Одиночество» и вскоре получил ответ, цитату из которого мне хочется здесь привести. Как говорится, мелочь, а приятно!

«Самое резкое (Вы собственно во вступлении эту мысль высказали) - это не Венок, если смотреть с платформы КАНОНА, по большому счету, это цикл сонетов, связанный магистралом... Лояльный реверанс в Вашу честь – ведь и Шекспир, создав свои шедевры, даже в форму сонета не вписался, я уже не говорю Венка Сонетов, но как не вписался - ГЕНИАЛЬНО!!! После Шекспира узаконилась власть английского сонета 4+4+4+2. (Оказывается, некоторые из моих сонетов – английские! – М.Б.)  Ведь до Шекспира, бог сонета был един и звали его КАНОН 4+4+3+3.

Второе - Ваш облик, по крайней мере, на фотографии, никак не вяжется с мелодией и содержанием ВЕНКА. (Я не ошибся, все с Заглавной). На фотографии этакий Курильский утес, о который может весь Тихий океан разбиться. А поэзия акварельная, нежная, с философской грустинкой, музыкально ласкающая слух и душу. Это первое впечатление, возможно будут изменения впечатления после второго, третьего прочтения. Скорее в сторону философского раздумья.

Но я с ответственностью Вам заявляю, несмотря на мелкие недочеты рифм, в общем, звучание Венка на слух, воспринимается перезвоном серебряных колоколов в вышине в этакой раннеутренней дымке».

Кое-кто из друзей удивлялся, почему такой сравнительно благополучный человек, как я, посвятил целый цикл стихов такой нехарактерной для меня теме, как одиночество. Но, видимо, об этом рано или поздно задумывается каждый, по крайней мере, каждый поэт.

Для меня тема одиночества продолжилась и в стихах о Дон Кихоте, и в инсценировках «Чайка Джонатан Ливингстон», «F451» и «Маленький принц». Для спектакля «Маленький принц», например, специально был написан зонг «Баобабы». К сожалению, музыкальный ритм заставил отказаться от второго куплета, как раз посвящённого одиночеству. Вот полный текст «Баобабов».

Пашем носом свои рытвины, ухабы,
Ходим в пасынках у мачехи судьбы.
На планете прорастают баобабы,
Прорастают, как смертельные грибы.

Разбегаются со страху антилопы,
Каждый страус прячет голову в песок.
Не помогут тут траншеи и окопы –
Одиночество нацелено в висок!

Посмотри, как расползаются украдкой
Трусость, ханжество, стяжательство и ложь
На планете недостаточно порядка!
Может, ты на ней порядок наведёшь?

 

 

Также в этом разделе: