Разговоры глухого с немым

Нам удается переступить через разногласия, хотя среди нас есть люди не только разных вероисповеданий, психотипов, но и разных темпераментов. Например, мне кажется нецелесообразной организация "международных" хэппенингов веры и недопустимыми утверждения некоторых участников нашего движения, что они являются аватарами (земным воплощением Бога), зачинателями или просветителями новой шестой расы человечества. Я считаю более важной, правильной и актуальной работу по утверждению и развитию "космической" нравственности в малых группах и собраниях, и, даже если бы знал наверняка, что в одной из прежних жизней я был Иоанном Богословом, никогда не позволил бы себе вслух говорить, тем более писать об этом. Однако это не мешает мне сотрудничать с людьми, придерживающимися иных взглядов, в той степени, в какой это не противоречит моим принципам, не забывая постоянно, по возможности мягко, упоминать о тех аспектах дела, которые мне не нравятся.

Но наши внутренние "нестроения" - ничто, по сравнению с тем непониманием, которое мы встречаем у должностных лиц администраций разного уровня. Сегодня модно бороться за возрождение духовности, и этот термин охотно применяют политики (есть даже политическое движение "Духовное наследие"), не давая себе подчас труда осмыслить содержание этого понятия. О чем говорить, если в областном министерстве культуры сталкиваешься с двумя взаимоисключающими тезисами. С одной стороны, "духовная культура - это связь с религиозными конфессиями", а с другой, "вся культура - это и есть духовность". Если первый тезис подобен флюсу (как сказал Козьма Прутков, "полнота его одностороння"), то второй необоснованно, на мой взгляд, относит к духовной культуре всю масс-культуру (попсу, хэви-металл и др.). Хотя, конечно, если говорить о духовности, как о векторе, направленном не только вверх (к Богу, к Космосу), но и вниз (к сатане, к хаосу), духовное содержание масс-культуры неоспоримо. Но мне почему-то кажется, чиновники минкультуры так глубоко не заглядывают, иначе они положили бы свою жизнь на борьбу с масс-культурой.

Конечно, если диалог проходит не совсем удачно, в этом чаще всего виноваты обе стороны, как в разговоре немого с глухим. Стремясь передать властям свою озабоченность духовным состоянием общества, мы спотыкаемся о собственную беспомощность. К сожалению, как только человеком овладевают нетривиальные мысли, язык его тоже становится своеобразным. "Красноречивы фарисеи, пророки косноязычны!" Нормальному чиновнику, крепко стоящему на земле всеми четырьмя конечностями, трудно воспринять речь, пересыпанную возгласами "аллилуйя!" и "господи, помилуй!". Хотя он и старается дипломатично спрятать улыбку или, того хуже, раздражение, слушая 108-кратное (по канону) повторение кришнаитской махамантры.

Составляющей частью организма Космос является организм Земля. А ее составной частью является организм Человечество, состоящий из нескольких миллиардов человеческих организмов. Только слаженная совместная их работа приведет к общему успеху. Для этого нужно взаимное понимание. Поэтому одной из главных задач по духовному возрастанию общества, наряду с восхождением его по ступеням толерантности, является, на мой (и не только на мой) взгляд, выработка языка общения, понятного и приемлемого не только людям разной религиозной ориентации и невоинствующим атеистам, но и "пофигистам", не верующим "ни во что".

Об этом, а также о своем понимании духовности я, впрочем, уже писал (см. статьи "В защиту веры" и "Духовность религиозная и светская - что в них общего?"). Какие же качества человека, на мой взгляд, заслуживают уважения и требуют культивирования, чтобы родился такой язык общения, приемлемый для всех? И что нас разделяет в особенности резко?