Блаженны ищущие

«Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо они насытятся»
(Евангелие от Матфея,5,6)

Россия, как страна «многоосновная» (по Н.Я. Данилевскому) и многонациональная, уже по одному этому не может быть моноконфессиональной. В царской России неправославные россияне, в том числе представители таких традиционных религий, как иудеи и мусульмане, официально именовались «иноверцами». Сегодня, после совместно достигнутых высот и совместно пережитых унижений делить на группы людей разных мировоззрений и вероисповеданий, по меньшей мере, неосмотрительно.

Иисус ведь всегда одобрял ищущих, говорил, что алчущие (ищущие) правды блаженны и призывал входить не широкими вратами, ведущими в погибель, стадом, вместе со всеми «за компанию», а тесною тропой. Если эта тропа, по видимости, ведёт иногда в пустыню, я вспоминаю слова Маленького Принца: «Знаешь, чем хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники!». Ищите и обрящете, толците и отверзется, просите, и дастся вам.

У меня есть знакомый, истовый православный мирянин. Он отстаивает литургию в церкви по несколько часов каждое воскресенье, а если есть возможность, то и в другие дни. Не во всякой церкви, и не в ближней к своему дому. Он, убеждённый христианин, говорит, что не каждый батюшка одинаково благостен, и не все храмы одинаково несуетны.  И даже, к моему удивлению, говорит, что приходится разделять православную веру и клир, то есть православную церковную иерархию.

Причём меня удивляет не это его суждение, с которым я вполне согласен, а то, что так говорит о своей Церкви православный, в искренности и глубине веры которого у меня нет оснований сомневаться. Светское общество разделяет веру и её служителей ещё более резко, имея на это, к сожалению, некоторые основания.

Другая моя знакомая, в юности активная комсомолка, окончила библейскую школу (!), посещала Церковь Виктора Судакова «Новая Жизнь», уйдя из неё неудовлетворённой, пришла в общину неортодоксальных иудеев (она наполовину еврейка) Посещая иудейские службы, она пыталась одновременно создать авраамическую общину (авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам восходят к одному пророку Аврааму-Абрахаму). Я потерял контакт с нею, а спустя некоторое время узнал, что она вышла замуж (уже не первым браком) за молодого православного священника и уехала с ним в приход, куда он был назначен. Я восхищён широтой взглядов, глубиной и осознанностью веры не столько её, сколько её нового и, полагаю, последнего мужа. Но такой образ мыслей, мне кажется, не очень характерен для православных священников.

Известный в Екатеринбурге священник, в приходе которого есть хор прихожан, на предложение участвовать в экуменическом (межконфессиональном) празднике сказал, что они готовы показать целую программу православных духовных песнопений, но к участию в межконфессиональном мероприятии он относится отрицательно. Я знаю, что такова же позиция Русской Православной Церкви (РПЦ) в целом. И мне это непонятно.

Понятно, когда харизматические секты (опирающиеся на «харизму», авторитет их основателей, убеждённых в своей эксклюзивной правоте), вроде «Белого Братства» или той же «Новой Жизни», отказываются от контактов с «иноверцами» (хотя в основе их веры лежит тот же Новый Завет, что и у «традиционных» христиан). Такие контакты могут разрушить некоторую зашоренность их прихожан и обнажить те малозаметные тоталитарные тенденции, которые всегда есть в харизматических сектах, но которые вовсе не обнажаются, а лишь усиливаются под влиянием православных «пикетов».

Но такой великой вере, как Православие, и такой Церкви, как РПЦ, неужели тоже стоит опасаться разрушения каких-то шор или обнажения каких-то тенденций? Я, вообще-то, против миссионерства, но широкие межконфессиональные контакты способствуют ведь и миссионерской деятельности, в которой заинтересована РПЦ.

Мне кажется, что авторитет РПЦ ещё поднялся бы, если бы она не столько активнее, сколько доброжелательнее работала с неправославными конфессиями, не раздавала бы награды чиновникам за помощь в строительстве православных храмов, ведь «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деяния, 7, 46), а с прямотой протопопа Аввакума указывала им на безнравственные поступки, считая нравственность не заслугой, а должностной обязанностью чиновников.

Предпочтение той или иной веры давно уже связано не только с наследованием «веры отцов». Расширение информационного поля делает более важным такой фактор, как психологический тип личности. Личности сегодня есть из чего выбирать. Ведь Христу недаром даны были двенадцать апостолов по числу наиболее важных психотипов. Поэтому многие искатели истины, бродящие в дебрях разных сект и конфессий, могли бы прийти к Православию, если бы иерархи РПЦ не отгораживались от «нехристей».

Среди моих знакомых есть не только православные, старообрядцы, лютеране и католики, иудеи и мусульмане, но и буддисты, бахаи, а также кришнаиты, представители духовных центров Шри Чинмоя, Саи Бабы, Цигун, Тайпанг, Сахаджа-Йоги, рериховцы нескольких направлений, последователи Анастасии и Виссариона, члены зародившихся у нас на Урале духовных движений «Земляне» и «Знаковая медитация». Большинство тех, кого я знаю, искренне (и часто бескорыстно) стремятся к одному и тому же – к возрастанию роли духовно-нравственных критериев в оценке изменений, которые происходят в стране, уменьшению всевластия Золотого Тельца, которому «втихушку» молятся наши младореформаторы.

Откровенный и доброжелательный диалог с этими искренними людьми был бы, по-моему, гораздо полезнее непримиримой борьбы на уничтожение под лозунгом запрещения «тоталитарных» сект.

Конечно, наши соратники по духовным поискам имеют каждый свои «прибабахи». Мне не очень нравится разделение рериховцев на группы «по интересам» – педагоги, искусствоведы, эзотерики и т.д. Но ясно, что причина этого в слишком широком диапазоне интересов и работ семьи Рерихов, недоступном обычному человеку. Удивительно, когда бахаи, вопреки своему пророку, призывающему не цепляться за авторитеты, считают его самого высшим авторитетом. Но это понятная слабость человеческой психологии, нуждающейся в авторитетах. Слишком нарочитым кажется мне пафос, с которым выступает кое-кто из наших коллег. Но это, возможно, от избытка артистичности, тем более что среди них есть профессиональные актёры. И на некоторых слушателей этот пафос производит должное впечатление.

Ведь проповедь – это в значительной мере игра… Так же, как и вся наша жизнь! Только одни играют исключительно на деньги, а другие – из любви к искусству, исключительно «на шелобаны». Одни играют в запонки и галстуки, другие – в политику, третьи – в технический прогресс. Эта последняя игра даже опаснее, чем в политику. Но пусть играют, лишь бы не заигрывались! Лишь бы не было расквашенных носов и разбитых голов!

Да, иногда от наших друзей наносит серный запашок самолюбования, самоуверенности, вообще самости. Это бывает и со мной. Но ведь именно в этих случаях нам особенно нужны не отторжение (чтобы не замарать чьи-то «белые одежды»), а братское внимание и деликатная несуетная помощь, хотя не всегда мы это понимаем. Поэтому, когда некоторые мои коллеги брезгливо отворачиваются от дурного запаха, я стараюсь им объяснить свою позицию.

К сожалению, я не знаком с представителями Аум Синрикё, Белого Братства, Церкви Объединения (муниты) и Церкви Сайентологии, против которых наиболее резко выступает РПЦ, и претензии к которым связаны, не в последнюю очередь, с излишне «материалистическим» уклоном этих духовных движений. Но, полагаю, даже среди них можно, если поискать, найти людей, озабоченных не столько своими земными проблемами, сколько нравственным уровнем человечества.

Есть только два типа партнёров, с которыми не стоит играть. Это, во-первых, напёрсточники и шулера, которые манипулируют вашим сознанием, грубо говоря, зомбируют вас. Другие же партнёры «закрываются, не хотят играть «с кем попало», считая вас недостойными внимания. Это приём, позволяющий им придать себе вес в ваших и в своих собственных глазах. Но будьте с ними особенно внимательны, они наиболее опасны!

Есть, правда, другая точка зрения. Кое-кто считает, что жизнь – это не игра, а борьба. Помните: «И вся-то наша жизнь есть борьба!» Но это пели большевики, чья жизненная позиция нынче не очень популярна. А есть ещё покруче высказывание насчёт борьбы: «Пусть те, кто хочет жить, вступают в борьбу, а те, кто не хочет бороться в этом мире вечной борьбы, не заслуживают права на жизнь!» Это Адольф Гитлер, «Майн Кампф». Думайте сами, решайте сами, бороться или играть!

Так что же, сложить лапки и тонуть? Нет, бороться, конечно, надо, но бороться ненасильственными методами, как та лягушка в сметане, не топя никого из соседей, сбивать лапками крепкий ком веры и нравственности из той сметаны, какая есть под руками. Ненасильственное сопротивление – могучая сила, — это ещё Махатма Ганди показал. А то вы ходите, голосуете, боясь проиграть, а в результате всё равно остаётесь в проигрыше!

Между прочим, некоторые мудрые мусульмане говорят, что «джихад» — это не борьба с неверными, а непримиримая священная война внутри себя со своим собственным неверием.

1999 г.

Также в этом разделе: