Об Антуане де Сент-Экзюпери

Познакомившись с «Маленьким принцем» в начале 60-х годов, я, наверное, не сразу понял, насколько современна эта грустная и мудрая сказка-притча. Но когда в конце 70-х в Советском Союзе начала набирать обороты пропаганда материального успеха и коммерциализация науки, я вдруг остро почувствовал актуальность сказки Экзюпери и написал по ней инсценировку, в которую включил свои стихи из цикла «Одиночество». Первый спектакль по этой инсценировке был поставлен в 1982 году в институте УралНИИВХ, где я в то время работал.

С тех пор уже почти 40 лет мы ставим «Маленького принца», на разных сценах и с разным составом участников, а попутно рассказываем о французском лётчике Экзюпери и его гуманистических идеях. С неизменным успехом нашу творческую группу принимали зрители самых разных возрастов – в библиотеках и школах, в госпитале, детском доме, в воинской части и даже в православном храме Философская сказка, написанная в 1943 году, не теряет своей актуальности.

Оглавление
Полвека с Маленьким принцем
Cпектакль "Маленький принц". Первая постановка
Перед спектаклем
Евангелие от Антуана

 

Полвека с Маленьким принцем

(К 50-летию выхода русского перевода сказки “Маленький принц”)

(Август 2009 г., не опубликована)

В августовском номере журнала «Москва» за 1959 год был опубликован русский перевод философской сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Написанная выдающимся французским писателем  в 1943 году вдали от родины, в Соединенных Штатах Америки, куда Экзюпери поехал, как неофициальный представитель порабощенной фашистами Франции, с целью ускорить открытие второго фронта, эта сказка стала одной из самых читаемых книг в мире (есть такие данные, что она вторая по читаемости после Библии). И вот Маленький принц заговорил по-русски. Сегодня он говорит уже более, чем на 180 языках.

Автор русского перевода Нора Яковлевна Галь переводила «Маленького принца», как она сама сказала, «для себя, для самых близких друзей, вовсе не думая о печати». Но этот перевод оказался, по меньшей мере, равноценным оригиналу, а может быть, местами даже лучше его. По этой сказке в разные годы были созданы десятки спектаклей, самодеятельных и профессиональных, кукольных, школьных и студенческих. Самым первым по времени был, по-видимому, радио-спектакль в блестящем исполнении Марии Бабановой и Алексея Консовского. В советском кинофильме роль Летчика исполнял Отар Коберидзе, а всех взрослых «инопланетян» играл Донатас Банионис. А в спектакле одного из московских театров Лиса сыграл Георгий Бурков.

Мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что в Свердловске-Екатеринбурге за последние тридцать лет не было ни одного года без того, чтобы кто-нибудь вновь и вновь не обратился к этой сказке. В УПИ около тридцати лет назад шел спектакль с зонгами Александра Дольского. В 1982-83 годах один из авторов этой статьи поставил по своей инсценировке спектакль в институте УралНИИВХ. Сказка целиком или отрывки из нее были инсценированы и шли в школах №208, 110, в Екатеринбургской муниципальной театральной школе, и во многих других. Заметными явлениями в театральной жизни города стали спектакль, поставленный ленинградскими режиссерами в нашем кукольном театре, и любительский спектакль, поставленный В.И. Дёминым в студии Дворца культуры Химмаша. Интересная постановка сказки в двух вариантах (условно говоря – взрослом и детском) была сделана в 2004 году студенческим театром УрГУ (режиссер И.А. Лядова). Уже 15 лет идет спектакль, поставленный Н.В. Мильченко в православном театре – лаборатории драматического искусства им. Михаила Чехова. Это только те постановки, о которых мы знаем.

«Маленький принц» включен в школьную программу, и, кажется, нет в России человека старше 13 лет, который не знал бы главного «секрета» Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил!» Бывший летчик-штурман Н.И. Яценко создал Международный клуб друзей Сент-Экзюпери со штабом в г. Ульяновске и уже несколько лет добивается создания первого в России музея Экзюпери. Сами французы говорят, что в России Экзюпери даже более популярен, чем во Франции. Может быть, это так и есть. По крайней мере, военный летчик, писатель и журналист Антуан де Сент-Экзюпери, пожалуй, самый русский по характеру из французов, как Сервантес – самый русский из испанцев.

Одна моя знакомая, активно проповедующая идеи Н.К. Рериха, сказала мне, что она уверена: Экзюпери владел какими-то тайными знаниями, он недаром любил ритуалы и окружал себя иногда таинственностью. И путешествие Маленького принца «с перелетными птицами» – это лишь иронический вариант для взрослых.

Когда пять лет назад мы организовали в Екатеринбурге фестиваль памяти Экзюпери (тогда исполнилось 60 лет со дня его гибели), на нем были показаны четыре любительских спектакля – наш, И. Лядовой, театральной школы и спектакль, привезенный из Ульяновска, а также профессиональный спектакль Н. Мильченко. На конкурс стихов мы получили около 100 стихотворений, авторам которых было от 6 до 82 лет. На конкурс рисунков пришло около 150 работ.

Наш спектакль «Маленький Принц» с этого фестиваля мы показали за три года (2004-2007) двадцать раз в библиотеках, школах, Госпитале ветеранов войн (дважды) и на других площадках. И везде перед спектаклем кратко рассказывали об Экзюпери.

Один из последних спектаклей с этим составом исполнителей проходил в воинской части в день принятия присяги. В зале были молодые солдаты, их девушки и родители. Когда перед спектаклем мы спросили у зала, кто знает сказку, поднялся лес рук. Но фамилию автора знали далеко не все. А на вопрос, кто знает какие-нибудь другие произведения Экзюпери, к нашему удивлению, лишь два-три человека подняли руки. И пришлось рассказать чуть больше об азартном французе, с детства одержимом мечтой о полетах, о его службе в почтовой авиации, связавшей Европу с Южной Америкой и описанной в его повестях, где он говорил: «Почта - дороже жизни!» И прежде всего о романе в новеллах «Ветер, звезды и песок» (в русском переводе – «Планета людей»), получившем Большую золотую медаль французской Академии литературы. О его войне с фашизмом, о его  загадочной гибели и о последней книге «Цитадель», которую он писал восемь лет, но так и не закончил, которую собрала из его черновиков и подготовила к печати его подруга Нелли Вогюйе. После спектакля зрители ещё долго не отпускали нас.

В 2007 году исполнительница роли Маленького принца в нашем спектакле Женя Ходырева поступила в театральный институт, и спектакль «погас», как в сказке у Фонарщика: «Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается звезда или цветок, а когда гасит, звезда или цветок засыпают». Сегодня, в связи с пятидесятилетием прихода Маленького принца в Россию, мы намерены снова «зажечь» этот спектакль. Может быть, нам удастся, в соответствии с пожеланиями родственников Экзюпери, задействовать в роли Принца мальчика не старше 11 лет. Мы с удовольствием рассмотрели бы кандидатуры исполнителей всех действующих лиц для «второго состава», а также музыкантов (гитара, аккордеон) для исполнения зонгов, которые играют важную роль в нашей инсценировке. «В заначке» есть еще и другие инсценировки.

Мы уверены, что Маленький принц еще многие и многие десятилетия будет триумфально идти по России, и надеемся, что, чем дальше, тем больший интерес будут вызывать в нашем обществе гуманистические идеи Сент-Экзюпери.

Вице-президент «Общества духовной культуры» М. Бураков,
Член «Международного клуба друзей Сент-Экзюпери» И. Еренбург

 

Спектакль "Маленький принц". Первая постановка

 

Перед спектаклем

(Выступление в воинской части, в день принятия присяги. 01.07.2007)

Поднимите руки, кто знает о писателе Сент-Экзюпери. А теперь поднимите руки, кто читал что-нибудь этого писателя, кроме сказки «Маленький принц». Не густо! Придется немного рассказать вам об Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери – ветеран французской авиации и выдающийся писатель с мировым именем. Он родился 29 июня 1900 года (позавчера был день его рождения). Воспитание Экзюпери, благодаря его матери, было по преимуществу гуманитарным, но уже с детства он интересовался техникой, и после того, как его ребенком прокатили на самолете, мечтал летать. В 12 лет он даже пытался создать летательный аппарат из велосипеда и старых простыней (приделать велосипеду крылья).

Около 10 лет он работал в компаниях «Аэропосталь» («Авиапочта»), а потом «Эр Франс», сначала пилотом, потом комендантом перевалочного пункта Кап-Джуби в Сахаре, на почтовой линии Париж-Дакар, потом руководителем представительства компании Эр Франс в Южной Америке. Его выражение: «Почта важнее жизни!», потому что она соединяет разделенных людей.

Славу Экзюпери, как крупнейшему французскому писателю, принесли повести о почтовых летчиках – «Ночной полет», «Южный почтовый» и наконец «Ветер, звезды и песок», которая в переводе стала называться «Планета людей» и принесла автору Большую премию французской Академии Литературы. Как известный писатель и корреспондент французской газеты «Пари суар» он побывал в апреле-мае 1935 года в Советской России, участвовал в показательном полете  самолета-гиганта «Максим Горький», и его корреспонденции были настолько восторженными, что вызвали недовольство редакции.

В 1938 году он вместе со своим самолетом плывет в США, чтобы совершить авантюрный перелет из Нью-Йорка до Огненной Земли. Но после промежуточной посадки в Гватемале терпит при взлете страшную аварию, после которой несколько дней был в коме, а потом несколько месяцев лежал в госпитале со множественными переломами и до конца жизни не мог свободно владеть левой рукой.

Но он вернулся в авиацию, после возвращения во Францию служил в военной эскадрилье, а после оккупации в 1940 году Франции Гитлером снова плывет в США, как неофициальный представитель Европы.  Он собирался прожить там месяц, а прожил более двух лет. Главной его задачей было добиться вступления США в войну с фашизмом, подключая к этому своих друзей и знакомых – литераторов, пилотов и общественных деятелей. В 1941 году США объявили о вступлении в войну, но в военных действиях начали участвовать лишь в 1944 году, уже после гибели Э., когда был открыт второй фронт.

Но там, в Америке, вдали от Родины Экзюпери пишет самые яркие свои антивоенные произведения «Полет над Аррасом» (вышла во Франции под названием «Военный летчик»), «Письмо к заложнику», и в 1943 году вышло самое известное его произведение, сказка-притча «Маленький принц». Об этом периоде его жизни стихи поэта Ю. Конецкого «Француз»

Мы постарались в своем спектакле сохранить главные философские мысли Экзюпери Вы увидите, что всех «инопланетян» играет у нас один исполнитель. Это не случайно. По мнению Экзюпери, «все взрослые похожи друг на друга», а то, чем они различаются, идет из детства. Ясно, что Маленький принц, который постепенно становится более мудрым, оставаясь ребенком, – это сам Экзюпери. Роза, по мнению многих литературоведов, – Франция, далекая и капризная родина, оставшаяся в беде. Такое отчаянное воспоминание о попавшей в беду родине мог написать только настоящий патриот, только вдали от нее.

Обратите внимание на зонги, песни, которые исполняет в спектакле Татьяна Карпенко. Этих песен в сказке нет, они включены в спектакль, чтобы подчеркнуть наше современное отношение к проблемам, поднятым в сказке.

Но вернемся к Экзюпери. В конце 1943 года он возвращается на родину и вступает в ту самую эскадрилью, где служил до войны. Она теперь базируется в Африке и занята разведкой и уничтожением вражеских аэродромов во Франции. Экзюпери рвется в бой, но его, во-первых, как выдающегося писателя, которого надо беречь, а во-вторых, из-за здоровья, сильно подорванного несколькими авиакатастрофами, не допускают к полетам, доверяя лишь обучение молодых летчиков. Разрешение на полеты дает сам генерал Де Голль, руководитель французского сопротивления. Об этом стихи П.В. Евладова «Сент-Экс».

Наконец, летом 1944 года он добивается разрешения на 8 разведовательных полетов. Из последнего 8-го полета 31 июля 1944 года он не вернулся. Фрагменты его самолета были найдены лишь через 60 лет, в апреле 2004 года в Лионском заливе близ Марселя. Вот как об этом написал Марк Луцкий в стихотворении «Памяти Сент-Экзюпери».

Вы заметили, что я уже трижды обращался к этой маленькой книжечке. В 2004 году в октябре мы провели во Дворце молодежи фестиваль «Маленький принц», где были показаны 5 спектаклей по этой сказке, подведены итоги конкурсов стихов, песен и рисунков, посвященных Экзюпери и Маленькому принцу. В этом сборнике лучшие из присланных стихов. И, уступая место  участникам спектакля, я хотел бы в заключение прочесть еще маленькое стихотворение самой младшей участницы конкурса стихов, 9-тилетней Дуси Ананиной «Возвращайтесь, Сент-Экзюпери!».

А теперь – спектакль!

 

 

Евангелие от Антуана

(газета “Екатеринбургская неделя”, 14.07.2004)

29 июня исполняется 104 года со дня рождения французского летчика, философа и писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери. А 31 июля – 60 лет его памяти. 44 года, один месяц и один день жил среди нас этот простой и великий человек. Перевозил почту из Франции в Африку, а потом в Южную Америку, дружил и любил, защищал честь и свободу своей родины, писал светлые и мужественные повести о летчиках авиапочты и о нашей Планете людей, какой он видел ее из кабины почтового, а потом военного самолета. Его романтическая сказка-притча «Маленький принц» для многих из нас стала основой нашего внутреннего морального кодекса.

Восемь лет писал Экзюпери свою последнюю книгу «Цитадель», да так и не успел ее закончить. Ее подготовила к печати верная подруга писателя Нелли де Вогюйе. У нас в России эта книга менее известна, чем другие его произведения. Она меньше издавалась, менее «раскручена».

Я познакомился с ней только сейчас в связи с подготовкой к фестивалю памяти Экзюпери «Маленький принц». Такой фестиваль мы в содружестве с Международным клубом друзей Экзюпери решили провести в этом году. Он включает показ нескольких спектаклей «Маленький принц», объявлены конкурсы стихов, песен и детских рисунков, готовятся выставки экслибрисов, посвященных Экзюпери, газетных статей о нем, фотографий на тему «Роскошь человеческого общения». Все это состоится 14-17 октября во Дворце Молодежи и еще на нескольких площадках. Но первый этап фестиваля, заседание памяти писателя, пройдет 31 июля в Областной детско-юношеской библиотеке. После него со 2 августа в течение недели там же планируется провести деловую игру для старших школьников и студентов по созданию проектов аттракционов на темы «Маленького принца» в парке аттракционов «Волшебная страна», который есть планы создать в Юго-западном районе Екатеринбурга.

Но сейчас мне хотелось бы вложить свою лепту в «раскрутку» главной и наименее известной книги Экзюпери.

Я «Цитадель» одолел. Не могу сказать, что это легкое чтение. Но ведь и Библия читается непросто. А знать ее содержание культурному человеку желательно. Поразительно, насколько «Цитадель» похожа и не похожа на другие повести Экзюпери.

Во-первых, в отличие от них, она бессюжетна. Но это размышления о тех же главных вопросах бытия, которые волновали Экзюпери с самых первых его повестей. Вспомним хотя бы максиму из «Южного почтового», выражающую его отношение к своей работе: «Почта – это драгоценность, она дороже жизни!».

Во-вторых, здесь эти размышления звучат не от лица летчика Экзюпери, а вложены в уста арабского философа-вождя, сына царя, уважение к которому заставляет сына постоянно вспоминать, как отец учил его житейской мудрости. По содержанию эта книга – Евангелие от Экзюпери. Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть». Новозаветные Евангелия – это благая весть о нравственных и духовных основах нового мира, «Царствия Божия», которую принес людям Иисус. Правоверный католик Экзюпери устами вождя-мусульманина дает завет всем нам, но прежде всего «вождям», то есть лидерам, руководителям, о чем надо заботиться, чтобы народ их был счастлив:

«Так не требуй от меня, государя, счастья для моего народа… Требуй, чтобы я  вложил в мой народ такую душу, которую мог бы озарить свет счастья» (гл.LXXIX).

 И многие его мысли оказываются очень актуальными, хотя высказаны шесть десятилетий тому назад. Например, многократно повторяемая мысль о идейной терпимости: «Все идеи нужны, потому что, когда остается только одна идея (и заполоняет все, как трава) и нет противоположной ей, которая бы ее уравновешивала, идея станет ложью и пожрет жизнь» (гл.LXXVII).

Некоторые цитаты больно бьют по сердцу сегодняшнего россиянина. При этом Экзюпери старается отличать причины от следствий. «И настало время торжества торгашей. Время издевательств над добродетелями. Все продавалось. Покупали невинность. Расхищали запасы… Убивали. Но я не так простодушен, чтобы в разгуле страстей и порока видеть причину упадка моего царства. Я знаю, добродетель истощилась, потому что умерло царство» (гл.XIII).

«Цитадель» – не легкое чтиво. Я исчеркал и забил закладками всю книжку (450 страниц). Некоторые мысли мне показались сомнительными, например, такая:

«Счастье ровно ничего не значит для человека, равно как и корысть. Единственное, в чем он всерьез заинтересован, - это в том, чтобы неустанно жить». И далее: « – Человек ищет напряжения сил и жизни, а вовсе не счастья, – повторил отец». (гл. LXVIII). Это мне не совсем понятно. Но заставляет задуматься.

Много раз возвращается Экзюпери  к мысли о том, что храм – это не камни и колонны, а та тишина, которую он создает в душе, что в радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился. И все его мысли, чисто христианские, часто перекликаются с заповедями Нагорной проповеди. «Возвышаешься – отдавая!» (гл.LX). Они перекликаются и с заповедями многих других религий и нерелигиозных учений, например, с «Агни-Йогой», особенно с входящим в ее состав  «Наставлением вождю». «Человек жив, пока сердце помнит запреты» (гл. III).

«Цитадель» – это повесть о цитадели человеческого духа, о тех ее фортах и равелинах, которые позволяют человеку сбыться, не потерять себя. «Не учите их (детей), что польза – главное. Главное – возрастание в человеке человеческого» (гл. XXV).

Конечно, в отличие от «Маленького принца», «Цитадель» - это книга, непригодная для детского чтения, книга для интеллигентов философского умонастроения. Но, читая ее, постоянно вспоминаешь «Маленького принца». Вот цитата о воде, поднятой из колодца, которая становится песней (гл. ХХХ1), вот о «мнимом знатоке»-географе, с чужих слов рассуждающем «о доброй сотне гор», не взобравшись ни на одну из них (гл. XXXV). А тщеславцам и пагубности тщеславия вообще посвящена целая главка (LX).

Все главные религии мира родились на Востоке: Иудея, Аравия, Персия, Индия, Китай. Может быть, поэтому Экзюпери, оставляя нам, потомкам, свое мировоззрение, обращается к нам от лица араба-кочевника, знающего, что такое пустыня, и чем она хороша. Экзюпери тоже знал это: «Где-то в ней скрываются родники!» – открыл ему Маленький принц.

Также в этом разделе: