В последние годы в разных кругах общества большое внимание уделяется экологичности жизни. Одним из способов экологического образа жизни считаются экопоселения. Этот термин и сами поселения подобного типа широко распространились в России после публикации книг В. Мегре из серии «Звенящие кедры России». При этом большинство экопоселений, возникших в последние годы, представляют собой «родовые поместья», по типу описанных Мегре, то есть индивидуальные постройки на одну семью, приглашающие (а иногда даже не приглашающие) единомышленников создать рядом на таком же гектаре земли своё такое же родовое поместье.
По моему мнению, с точки зрения экологии духа, наиболее экологичны не родовые поместья, а общинные поселения на основе коллективной собственности. У нас понятие коллективной собственности с 1993 года отменено ельцинской Конституцией РФ, поэтому как-то выжить могут лишь замкнутые духовные общины типа общины Виссариона.
Поразительным примером общинных объединений, существующих уже более 100 лет при активной поддержке Всемирной Сионистской организации, в том числе уже более 60 лет при поддержке государства, являются кибуцы Израиля.
Экопоселения – это не только врастание в существующую природу, но и мягкое приспособление её для проживания, и изменение сознания поселян, экология духа. В этом смысле тоже интересен опыт кибуцев.
Кибуцы много лет являются «витриной» государства Израиль для внешнего мира, свидетельством успешности его экономической и социальной политики. Но информация о них, в том числе и в Интернете, носит преимущественно исторический или рекламный характер. Даже статистические данные за разные периоды истории Израиля в разных источниках сильно различаются. Для большинства израильтян, озабоченных суетой рыночного общества, кибуц просто не интересен. Серьёзного социально-экономического анализа причин успешности этого эксперимента, совместного существования («конвергенции», по Сахарову) коммунистического и рыночно-капиталистического укладов нам, по крайней мере, на русском языке, найти не удалось.
Первое общинное поселение Дгания создали на территории Палестины (сегодняшний Израиль) в 1910 году 12 юношей и девушек из России, из украинского города Ромны, исповедовавшие социалистические идеалы и бежавшие от черносотенных погромов. В настоящее время на территории Израиля более 270 кибуцев. В них живет около 3% населения страны, которые обеспечивают половину потребности Израиля в сельхозпродукции. Вторую половину дают частные (фермерские) хозяйства – «мошавы», объединённые лишь переработкой и сбытом сельхозпродукции (еще 3% населения). Отличительной чертой жизни в кибуце является бесплатное удовлетворение бытовых и социальных потребностей его членов и гостей. У них практикуются обеды в общей столовой и другие общие мероприятия. Члены кибуца, работающие на стороне, приносят заработок или часть его в казну общины, и обязаны выполнять общественные работы по плану кибуца.
К моменту создания в 1948 году израильского государства в кибуцах жило даже более 7% населения страны. Первый премьер-министр Д. Бен-Гурион именно на них возлагал большие надежды. Перед ними ставились три задачи: во-первых, обеспечить защиту страны от вооруженных набегов соседей-арабов (поселения типа «стена и башня»), во-вторых, обеспечить расширенное производство сельхозпродукции, продуктов питания для бурно растущего населения (для этого государство содействовало внедрению новейших технологий сельхозпроизводства), и, в-третьих, способствовать абсорбции потока репатриантов. Эта третья задача была очень важной. Но включение в состав «семьи» кого попало противоречит идеологии кибуцного движения, руководители движения не очень охотно шли на него. Это привело к снижению доли кибуцников в населении страны до 4,4% к 1958 году (при росте их численности почти в 2 раза).
Для организации кибуцев государство выделяло, как правило, земли, неудобные для проживания, и обязанностью кибуца было превратить свою территорию в цветущий оазис. Именно с этой точки зрения, а также в связи с тем, что общинная идеология более экологична, чем индивидуалистическая, кибуцы можно, по-моему, считать одной из разновидностей экопоселения, хотя многие, в том числе израильтяне, с этим не согласны.
За прошедшие более чем 100 лет существования кибуцы объединялись и разъединялись в разные организации, союзы, координирующие их деятельность. Но всегда внутри этих союзов каждый кибуц имел автономные права. С момента возникновения кибуцы пользовались значительным влиянием в сионистском движении, в левых партиях и в Гистадруте, всеизраильском объединении профсоюзов.
Государство поддерживает кибуцы финансами, они являются частью государственной системы, их права и обязанности, закреплены законодательно. По-видимому, именно в этом залог успешности их существования. В отличие от России, в Израиле существует понятие коллективной собственности. Текущим планированием жизни общины занимается выборный Секретариат (в некоторых кибуцах – Совет), а высшим органом является общее собрание членов кибуца, собираемое обычно раз в неделю, но не реже 1 раза в месяц. Раньше дети до совершеннолетия отнимались от родителей и воспитывались в кибуцных ешивах (школах). Сейчас этот порядок не сохранился. Раньше для вступления в кибуц надо было сначала вступить во Всемирную Сионистскую организацию. Сейчас кибуцы очень разнообразны, есть и религиозно ориентированные, и светские. Этот факт должен, мне кажется, быть ориентиром для нас при планировании экопоселений. При формировании экопоселения следует постараться соблюсти духовную близость его членов.
В настоящее время постоянные члены кибуцев, по некоторым данным, уже не занимаются сельским хозяйством. Для работы на земле приглашаются гастарбайтеры, хотя это в корне противоречит исходному принципу кибуцного движения, отрицающему наёмный труд. В то же время в кибуцах появляются небольшие промышленные предприятия, в том числе высокотехнологичные, которые тоже не могут обойтись без наёмных рабочих. Членам кибуца, особенно молодёжи, предоставляются средства для обучения и поездок за рубеж. Отличием кибуца от советского колхоза является полная добровольность членства. Покидающим кибуц по своей воле (это преимущественно молодёжь) или исключаемым из него за несоблюдение устава предоставляется решением общего собрания «выходное пособие», зависящее от времени, проведённого в кибуце.
Репатриантам, особенно приезжающим из стран, ранее составлявших Советский Союз, часто предлагается для лучшей адаптации первое время пожить в кибуце. Из кибуца вышел целый ряд известных политиков. Доля выходцев из кибуцного движения в руководящих политических, экономических и профсоюзных органах и в армии непропорционально высока в сравнении с долей кибуцников в населении Израиля. Даже после перехода власти в 70-х годах прошлого века от социалистических партий к Ликуду.
Конечно, общинная модель жизнеустройства приемлема сегодня далеко не для всех членов общества. И из кибуцев уходят люди, которым не нравится принятый в них порядок. По некоторым данным, покидают кибуц около 50% молодёжи, родившейся в нём. Для общины это не становится катастрофой. Другая ситуация с нашими «родовыми поместьями». Люди, создающие их сегодня, убеждены, что жизнь в единении с природой автоматически исключит в сознании их детей стремление к какой-то другой жизни. Но если такое стремление всё же появится, что, на наш взгляд, совершенно естественно, для родового поместья это будет трагедией.
У нас в России сейчас гораздо меньше сторонников общинного образа жизни, чем было до 1993 года. Однако, если мы хотим заботиться не только о сохранении окружающей среды (которое тоже затруднено в условиях потребительского общества), но и об экологии духа, следовало бы добиваться включения в Гражданский Кодекс РФ и в Конституцию РФ понятия коллективной собственности и задуматься о её привлекательности. Государство и общество должны были бы озаботиться формированием большой цели для будущих общин и поддержкой Великой Мечты.
Екатеринбург, 2014 г.
Литература
1. Хаим Гвати «Киббуц: так мы живём».
2. Хаим Гвати «Сто лет поселенческой деятельности».
3. Феликс Кандель «Земля под ногами» (из истории заселения и освоения Эрец Исраэль).
4. Гельмут Брюггеман, Михаэль Вайдингер «Израильский кибуц – модель альтернативного социализма?», Альманах «Восток», вып.12 (24), декабрь 2004 г.
5. «Общество, экономика и культура Израиля» (Открытый университет, Израиль), 2002 г.
6. «Киббуц», статья в Электронной еврейской энциклопедии. http//www.eleven.co.il/article/12065.
Также в этом разделе: