Дух дышит, где хочет!

(газета "Сегодня на Урале", 5.01.2001)

Недавно зашел у меня с двумя журналистами разговор о духовности. Сейчас это модная тема, потому что дефицит духовности ощущается всеми.

Один из собеседников сказал, что мы, "Общество духовной культуры", неправильно понимаем духовность, что ее следует связывать только с религией. Такую трактовку давали старые советские словари: "духовный (противоп. - светский) – связанный с религией".

Давайте, однако, задумаемся. Неужели священник (лицо религиозное), уличенный в сребролюбии или в гомосексуализме, более духовен, чем, скажем, такой нецерковный человек, как Лев Толстой? Я ровно отношусь к сексуальным меньшинствам, но, если религиозными догматами гомосексуализм признан грехом, то духовен ли гомосексуалист, служащий этой религии? Значит, надо связывать духовность не с религией, а, как минимум, с верой. Вера почти всегда духовна.

Но может возникнуть вопрос – какая же вера наиболее духовна? Та, что признает сотворение мира за шесть дней, или та, что считает все миры выдутыми, как пузыри, из дыхания спящего Творца? Или та, что полагает, будто лес создал один творец, реки – другой, а ветры – третий? А может быть, наиболее духовна вера, которую не интересует, есть ли Бог или нет, а интересует Путь, которым должен идти человек, и почему он должен именно этим Путем идти к нирване.

Полагаю, что все эти веры в равной степени духовны, так как в равной степени заставляют они своих приверженцев подымать взгляд от земли и думать о "Причине Космоса" (выражение Циолковского). Но в этом смысле столь же духовным является и атеизм, который весь нацелен к пониманию причин. Атеизм ведь тоже вера, а не знание. Потому что достоверных доказательств существования Творца столько же, сколько доказательств Его отсутствия – ни одного.

Но, раз духовность связана с верой, а не с религией, то она, как и вера может быть не только религиозной, но и светской. Дух дышит, где хочет! И противопоставлять духовность следует не "светскому", а "материалистическому" подходу. И такой религии, как гос. коммунизм, целиком основанной на историческом и диалектическом материализме, мы, пожалуй, вправе отказать в духовности. Но в суждениях о коммунизме есть и материальная и духовная сторона. И, между прочим, первые коммунистические общины были, по свидетельству Е. Рерих, созданы даже не христианами, а буддистами за 500 лет до Христа. Атеистическому учению Будды приписать бездуховность трудно, а вот отказ от материализма, от "сансары" вполне можно приписать.

К сожалению, стремление церкви приватизировать духовность не осталось без последствий. И когда я спросил у моего оппонента, считает ли он А.Д. Сахарова бездуховным человеком, тот замялся, а потом спросил: "А он верил в Бога?" А третья наша собеседница добавила: "Духовный человек не стал бы создавать такое страшное оружие (водородную бомбу)!".

И тогда я поделился давно выношенным соображением, что духовность физика Сахарова стала круто прирастать от среднего уровня после того, как он произнес тост за то, чтобы бомба никогда не была использована, и получил резкую отповедь от генерала, сказавшего, что это уже не его заботы. И только трудный одухотворенный поиск позволил Сахарову стать тем, кем он стал.

Кто-то сказал, по-моему, правильно, что духовность – это даже не состояние, а процесс, имеющий направление, вектор. Но если процесс может быть направлен как вверх, так и вниз, то сатанизм, черная магия (с ними я, правда, почти не знаком) – это тоже духовные проявления. Единственной бездуховной верой является то, что я называю "пофигизм" –  вера только в беспредельную власть Золотого Тельца.

Совокупность духовного и материального – объективный мир, совокупность веры и знания о нем – наше мировоззрение. Научных знаний о духовной составляющей мира у нас маловато (думаю, этому есть объективные причины), поэтому все, что ее касается, относится к вере. Вера – та часть мировоззрения, которую не охватывает знание, и, в отличие от него, вера неизбежно допускает варианты. Поэтому бесполезно спорить, чья вера правее, чья духовнее. Во всяком случае, спор, воинственность в защите "своей" веры – это не духовность. Дух вооружен, но не воинственен!

Что называть духовностью – это вопрос терминологии. Но в свое время специалист по исламу, профессор Н.И. Музафарова с интересом и одобрением отнеслась к поставленной нашим Обществом задаче: наводить мостки между духовностью светской и религиозной. Поэтому позволю себе в заключение пояснить, что я называю духовностью – стремление и способность размышлять об устройстве "звездного неба над нами", как источнике "нравственного закона внутри нас", который и сам отражается в "звездном небе".