Семья в мультикультурном обществе

Тезисы выступления
Екатеринбург,
10 февраля 2018 г.

В феврале 2018 года руководитель местного отделения «Федерации за всеобщий мир» Е.Ф. Скворцов пригласил меня принять участие в общественной дискуссии на тему: «Семья в мультикультурном обществе: как сохранять традиции, не приумножая конфликты». Вот тезисы моего выступления на этой дискуссионной площадке.

1. В моей родне много смешанных браков и детей смешанных национальностей. У одной из моих теток сын был женат на литовке, а дочь замужем за немцем. Внучка от этой дочери замужем за хорватом, у них сыновья-близнецы. У меня мать русская, а отец еврей. Моя дочь замужем за украинцем из Молдовы. У жены моей две тетки были замужем за татарами, и внучатая племянница тоже за татарином. И никогда разница в национальностях не была поводом для раздумий и запретов, разве что поводом для беззлобных шуток. Считается даже, что смешанные браки дают более талантливое потомство. Данные о вероисповедании родни нас никогда не интересовали, потому что от фанатично верующих, в том числе и от фанатичных атеистов, мы всегда как-то инстинктивно дистанцировались.

2. Я думаю, что в этом и есть залог стабильности интернационального и многоконфессионального общества. Высшая толерантность достигается не тогда, когда фанатики веры допускают существование рядом с собой людей, верующих «неправильно», а тогда, когда каждый член общества понимает, что вера, в отличие от знания, никогда не может быть единственно правильной. Этому посвящены несколько моих статей, в том числе статья «Взгляд на мир».

3. Мультикультурализм – это не то же самое, что толерантность, и не является «одним из ее аспектов», как утверждает Википедия. По данным той же статьи в Википедии, мультикультурализм позволяет этническим и культурным общинам не только вести просветительскую деятельность, иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, но и выражать консолидированную политическую позицию во время выборов и т.д. Но приходить в чужой монастырь со своим уставом, «выражая там консолидированную политическую позицию», не толерантно. Результаты такого мультикультурализма сейчас и расхлёбывает Западная Европа. Наше общество, слава богу, не мультикультурно, а интернационально. И в обществе, и в семье выпячивание своей правоты и уникальности ведёт к конфликтам. А традиции сохраняются и укрепляются только при взаимном уважении и терпимости.

4. Что же касается семьи, то, чтобы не приумножались конфликты, при ее создании следует исходить не только из сексуальной страсти, а в первую очередь – из духовной близости, проверенной годами общения, так же как при создании общины, но в десятикратно большей степени. Имею право судить об этом и исходя из своего опыта – мы с женой живём вместе уже больше 60 лет, а до этого ещё 5 лет дружили, учась на одном курсе университета.

Также в этом разделе: