Технический прогресс и нравственный регресс

Сообщение было подготовлено для выступления на
конференции Ассоциации «Мир через культуру»
 Екатеринбург, август 2002 г

Начну с цитаты из книги «Психическая энергия» пропагандиста рериховских идей  А. Клизовского. «Великий технический прогресс, которым в своём горделивом самомнении так превозносится человек западного мира, есть одно из самых могущественных средств истребления человечества. Поклонник западной техники не знает, что князем тьмы человечество было направлено на развитие техники с тем, чтобы отвлечь его от духовного развития и дать в руки самые усовершенствованные способы уничтожения друг друга».

Ещё в юности я прочёл в журнале (кажется, «Знание-сила») о Николе Тесла, великом физике, который утверждал, что в будущем развитие информационного поля сделает ненужными технические средства связи – телефон, радио (теперь мы добавили бы и Интернет). Я благодарен академику А.Е. Акимову за то, что он привёл в своей брошюре-лекции пример Николы Тесла, как учёного, который нашёл техническое решение, относящееся к энергоинформационному полю, и унёс его с собой в могилу, понимая преждевременность его передачи нравственно убогому человечеству. Но сам Анатолий Евгеньевич поступил иначе. Он разработал торсионный генератор и сделал возможным изготовление этих приборов не только двумя официальными, но и несколькими десятками неофициальных частных предприятий (и это только в Москве), как он сам говорил на одной из пресс-конференций. А значит, возможным стало и неконтролируемое применение их для самых разных целей, в том числе, и в первую очередь, безнравственных.

Применять торсионные поля для изменения структуры металлов или создания теплоэнергетических установок с КПД 400% — это то же самое, что применять атомную энергию для искусственного старения пластмасс или для вулканизации резины, зная опыт Хиросимы и Чернобыля. Основной эффект торсионных полей, ответственных за работу сознания, конечно же, – манипулирование человеческим сознанием.

Одна из версий гибели генерала Рохлина состоит в том, что убившая его жена в день убийства подверглась манипулированию с помощью технических средств. Каких именно, мы не знаем.

Программный доклад А.Е. Акимова на данной конференции должен был быть посвящён духовности и нравственности, как доминанте развития цивилизации в ХХI веке. Однако, по этой проблеме академик не высказал даже предположения, как сделать духовность доминантой развития, указав лишь на то, что любое техническое достижение может быть использовано как на пользу, так и во вред человеку, с чем нельзя не согласиться. Но следует отличать вульгарно понимаемую «пользу», в частности, повышение комфортности жизни, от влияния технических достижений на нравственный климат общества.

В энергоинформационные взаимодействия можно вмешиваться и без технических средств. И в этом случае результат ещё более тесно связан с нравственностью. Дм. Верищагин, создавший систему ДЭИР  («дальнейшего энергоинформационного развития»), не использует технических приспособлений, а извлекает скрытые возможности из нашего организма. Он выпустил серию учебников по пятиступенчатой  «школе ДЭИР», обеспечивающей ученикам не только личное здоровье и достижение успехов, но и программирование других людей, и управление судьбой. Он на каждой ступени повторяет, как заклинание, что, освоив предыдущую ступень, читатель стал более нравственным  и не станет применять своё умение во вред другим людям. Но никаких гарантий этого, к сожалению, нет. И самые невинные шалости адептов ДЭИР, которые Верищагин считает  возможным предать гласности, это мысленное принуждение «жадной» хозяйки выставить на праздничный стол солёные грибочки, да «сдача» институтскому преподавателю экзамена по предмету, которого адепт не знает. Настораживает уже то, что Верищагин оперирует только одним, самым низшим из тонкоэнергетических тел человека, эфирным, даже не упоминая  об астральном, ментальном и, тем более, о душевных и духовных телах. Школа ДЭИР пользуется популярностью. Судя по приведённым в книжках Верищагина телефонам, в одном только Екатеринбурге не менее трёх её филиалов.  В предисловии к первой книжке автор вспоминает о том, что среди первых учеников школы, партийных и государственных руководителей, подавляющее большинство ограничивалось освоением техники программирования (манипулирования личностью) других людей.

И это вполне естественно. Это будет продолжаться до тех пор, пока есть люди, желающие руководить. Власть, управление не может быть нравственным по определению. Лев Толстой в своих дневниках писал, что веру в то, что «одни люди, составив себе план о том, как, по их мнению, желательно и должно быть устроено общество имеют право и возможность устраивать по этому плану жизнь других людей» он назвал бы заблуждением комическим, если бы «последствия его не были столь ужасны».

Поэтому свободное обучение ( за деньги, естественно) методикам, позволяющим управлять людьми, зомбируя их, иначе, как безнравственным, назвать нельзя.

Безнравственна экспансия технократической цивилизации, которую О. Шпенглер назвал последней стадией развития культуры. Безнравственно само  ощущение человека, как властелина Природы.

Весь технический прогресс направлен либо к успеху в агрессии, в войне, либо к повышению комфортности жизни. О безнравственности войн не стоит и говорить. Но и стремление к материальному комфорту тоже, к сожалению, необходимо ведёт к упадку нравственности. Техническим комфортом высоконравственный человек лишь пользуется, не более того, тогда, как безнравственный стремится к достижению всё большего комфорта. Появление новых возможностей всегда порождает новые желания, и, чем безнравственнее человек, тем больше желаний (вспомним хотя бы «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина). Таким образом, нравственный баланс в обществе смещается в сторону безнравственности.  Поэтому технический прогресс, поощряя безнравственность, независимо от воли творцов ведёт к регрессу нравственности.

Мы уже так подсели на иглу технического комфорта, что отказ от химиотерапии, парового отопления, даже от телефона приведёт нас к техническому самоуничтожению. Но надо понимать, что дальнейший технический прогресс лишь усугубит эту зависимость.

К счастью, мы знаем сегодня лишь малую часть законов Природы. Мы стоим перед ней, как неандерталец перед компьютером. Но при обращении «технарей» к тайнам Природы возникает опасность «материально-технического подхода», взламывания семи печатей, на которые она от нас закрыта, что при нашем уровне нравственности чревато катастрофой.

Вряд ли можно (да и нужно ли?) остановить развитие науки, работу человеческого разума. Но широкое внедрение любого новшества, особенно технического, допустимо лишь после всестороннего анализа его последствий на таком уровне, на который мы с нашим уровнем нравственности сегодня не способны.

В нашем неандертальстве перед великим и загадочным компьютером Природы виноваты не учёные, а увлечённые идеей своего могущества промышленники. Виноваты инженеры Гарины! Мы забыли, что жители Атлантиды погибли после того, как погрязли в техническом комфорте, создав «железных зверей, которые им служили».

Во многих современных «стихийных» бедствиях можно уловить связь с нашими безнравственными делами и намерениями. Конечно, интересно было бы понять физический механизм жёсткой реакции Природы на нашу безнравственность. Но если это приведёт к ещё более продуманной безнравственности (а я не сомневаюсь, что так и будет!), то уж лучше не надо.

 

Также в этом разделе: