О Личном Успехе

Как говорят мудрецы, ни во что не верующих людей на свете нет. Те, кто не верит в Создателя, верят в Природу и в Закон случайностей. Те, кому все это безразлично, верят во всесилие материального благополучия и денег. Но каждый, хотя бы раз в жизни, задумывается о смысле жизни. И почти каждый осознает, что жизнь имеет смысл, если после нее что-нибудь остается.

Мы 74 года старались изгладить в народе память об одних сторонах жизни, а теперь столь же яростно пытаемся предать забвению другие ее стороны. Не исказить, не дать "правильное" объяснение (а может ли оно быть, правильное?), а просто, по возможности, вытравить из народной памяти кое-какие традиции. Чтобы без проблем войти наконец в столь чуждую нам, якобы "мировую", а на самом деле -западную цивилизацию.

Я никогда не был в Японии и понимаю всю субъективность своих представлений, однако больше, чем какую-нибудь отсталую африканскую колонию, я жалею Японию за то, что великая и таинственная культура, связывавшая эту страну с Космосом, полностью или почти полностью утрачена, может быть, необратимо с переходом к западной технократической парадигме, оставив после себя только внешние обрядовые символы вроде икебаны, оригами или театра кабуки. Символом цивилизационного материалистического "прогресса", постигшего Японию и навязываемого сегодня России, является для меня И. Хакамада.

Может быть, большинство японцев посмеются над моим сочувствием и, в свою очередь, пожалеют меня, но для меня в этом-то и состоит самое горькое, что целый народ не замечает манипулирования, которое над ним произвели после второй мировой войны, используя его трудолюбие и комплекс униженности. Для другого народа, побежденного в войне, для Германии, подобные же изменения вполне органичны и вызывают не горечь, а удовлетворение и здоровую зависть. Но... всякому свое.

Так, для США с самого момента их возникновения, то есть со времен появления на континенте белых "пионеров", освоителей земли, давно уже освоенной мудрыми и степенными индейцами, очень характерно стремление к личному успеху и пропаганда путей его достижения. Эти пути связаны, в первую очередь, с овладением психологическими технологиями - что и в каком порядке следует говорить, а чего говорить совсем не следует, если хочешь добиться своей цели, обзавестись друзьями и управлять людьми; как избавиться от своих "инграмм", запечатленных в подсознании прошлых неудач, как испытывать удовлетворение от жизни, наиболее эффективно достигая успеха в этой земной, а не в предполагаемой небесной жизни.

Те, кто читал книги Дейла Карнеги и "Дианетику" Р. Хаббарда, поймут, что я имею в виду именно их. Из Штатов вышли не только эти общеизвестные психологи, но и менее известные, хотя усиленно пропагандируемые их адептами в Екатеринбурге, Ф. Чампион Тойч, лекцию которого я слышал в 1998 году, и В. Рэнди Ревелл, президент компании "Соntext Associated", разработчик серии семинаров "Совершенство", являющихся, как прямо указано в буклете, "Средством достижения Успеха". Эти семинары позволяют добиться успеха в любой сфере жизни, где вы хотите быть наиболее эффективным - не только в общении, использовании времени или интимных отношениях, но и в отношениях с начальством, в управлении людьми, в приобретении навыков лидерства (цитируется по тому же буклету).

Узнав о таких потрясающих возможностях собственного развития, я сразу же подумал о том, как жаль, что эти семинары не смог посетить Иисус Христос, пришедший на землю слишком рано и, безусловно, не добившийся при земной жизни личного успеха. Разве можно считать успехом полтора десятка фанатичных последователей и финальное распятие на кресте? А с другой стороны, таким земным чудовищам, как Гитлер, хотелось бы пожелать быть при жизни менее эффективными в достижении своих целей. Слава Богу, что Гитлер не успел посетить семинаров "Совершенство"! Но где гарантия, что их не посетят современные духовные наследники фюрера?

Хочется обратить внимание на то, что все эти "учителя жизни" пришли, чтобы осчастливить человечество, из Соединенных Штатов Америки. Впрочем, может быть, я, в силу ограниченности информации, просто не знаю европейских или восточных гуру "личного успеха". Во всяком случае, Межрегиональный Фонд С. Тимашева, представляющий компанию В.Р. Ревелла в Екатеринбурге, правильнее было бы назвать не "Наследие России", а "Наследие Америки" или еще точнее "Наследие США" (вспомнив, что Америка - это ведь еще и канадцы, не говоря уже об индейцах, и пламенные, хотя и не всегда эффективные латиноамериканцы). Идол личного успеха - западный идол. В буддизме, индуизме, конфуцианстве нет ни индульгенций, ни сопоставления стоимости Парижа со стоимостью мессы. По счастью, у нас еще очень многие осознают ценность и неповторимость древней, глубоко духовной, не восточной, как кое-кто считает, а евразийской, по своему существу, русской культуры, для которой тезис борьбы за личный успех не органичен. Такие люди, как народная артистка РФ Елена Сапогова, радиожурналист, ведущая "Программы ИКС" Елена Рыжкова, организатор Катарачского фольклорного хора Евгений Калуцкий, уже упомянутый Геннадий Чеурин, создатель частного историко-этнографического музея Станислав Станкевич, краевед, филателист и пчеловод Алексей Кузьминых, я полагаю, заслуживают высокого звания Хранителей.

О том, как против личного капиталистического успеха выступал в своей запрещенной к упоминанию книге "Час Быка" русский фантаст И. Ефремов, я уже писал (см. статьью "О чем же предупреждает "Час Быка"?").

Личный (лично-командный) успех, личная победа становится целью жизни профессиональных спортсменов, причем число видов спорта все расширяется. Вот уже и место бальных танцев заняли "спортивные танцы". Это меня лично особенно задевает, потому что престижной гонке в этом виде "спорта" посвятила свою жизнь моя племянница, та самая Наташка, которая двадцать лет назад пришла в восторг от "Поляны Сказок" (см. статью "Крымские размышления"). Она поднялась аж до пятого места в мировом рейтинге по латиноамериканским танцам. Я видел недавно ее показательное выступление. Конечно, впечатление не заурядное. Техника танца соперничает с эмоциональностью. Когда побеждает техника, это прискорбно. Правда, у Наташи пока, к счастью, чаще побеждает артистизм. Она была бы, думаю, непревзойденной и не нуждалась бы в рейтингах, займись она постановкой и исполнением эксцентрических танцев, в которых техника и эмоции идут поневоле рука об руку. Я так и вижу ее в постановке "Школы танцев Соломона Круга". Но больше всего мне не понравился лозунг, отпечатанный на пригласительных билетах: "Олимпийское будущее танца начинается сегодня!". (Это был чемпионат России среди детских пар 2001 года). И я полностью согласен с известным актером и не менее известным культуристом Дм. Певцовым, который в одном интервью по радио сказал, что к спорту (в отличие от физической культуры "для себя") он относится резко отрицательно, зная по опыту, как калечит спорт своих адептов, калечит, если и не физически, то психологически.

Заканчивая это затянувшееся эссе о "личном успехе", стоит лишь вспомнить сугубо буддистскую позицию большого русского поэта Бориса Пастернака:

"И пораженье от победы
Ты сам не должен отличать!"