Светец. «Другая» жизнь Станислава Станкевича

(Газета  “Сегодня на Урале», 2 марта 2001 г)

Тридцать лет назад, когда я заведовал  лабораторией в СвердНИИХиммаше, бюро размножения документации у нас возглавлял Станислав Станкевич. Он и сейчас там работает. А я с тех пор сменил несколько организаций. И вот однажды семь лет назад довелось мне участвовать в приеме голландской делегации. В культурную программу приема было включено посещение частного музея Станислава Станкевича, поскольку один из наших сотрудников оказался его племянником. Только благодаря этому мне удалось узнать о «второй жизни» Станислава Евгеньевича.

Он собирает музей 15 лет. В то время, когда «социалка» еще не окончательно ушла из рук предприятий, ему удалось договориться с родным институтом, для размещения экспозиции выделили часть помещений бывшего дворового детского клуба «Звезда Тимура». Свой музей он любовно называет «музеем с помойки». На помойку, действительно, часто выбрасывают отслужившую мебель, технику, немодную кухонную утварь. Письма и фотографии репрессированных или погибших на войне свердловчан передавали ему родственники. Кое-какие документы скопировал в музеях и других организациях. С музеями у Станислава хорошая связь. Его экспонаты неоднократно участвовали в выставках – «Красная Горка» в Центре народного творчества, в Пушкинском Доме в честь юбилея Пушкина, в библиотеке Белинского в честь 55-летия Победы, а также в краеведческом музее, Музее Писателей Урала и др. Что-то подарили друзья и знакомые, удивленные таким необычным хобби. Я и сам передал ему две свои книжки, выпущенные недавно, а еще раньше расписался в номере журнала с моей статьей.

Историко-этнографический музей Станкевича имеет несколько «залов»-комнатушек в цокольном этаже 9-этажного жилого дома. Отдельные залы посвящены дореволюционному периоду, революции, гражданской войне и расстрелу царской семьи, истории сталинских репрессий, Отечественной войне. Все, конечно, на местном материале. В отдельной комнате выставка домашней техники от коллекции стальных перьев, старинных пишущих машинок, часов, фотоаппаратов и фотоувеличителей до почти современных калькуляторов, телевизоров и магнитофонов.

Большое впечатление производят залы истории быта. В одном воспроизведена обстановка городской квартиры первой половины ХХ века. Кровать с кружевными подзорами, зеркало с обязательной компанией мраморных слоников (в нашей твердокаменной юности они считались символом мещанства), резной стол, гнутые стулья и семейные фотографии в рамке (предки самого Станислава)… Такие предметы я помню по своему детству. А во втором зале утварь и обстановка крестьянской избы. Кустарный ткацкий станок, детская люлька на очепе, десятки деревянных ложек, скалок, ухватов, серпов и ножниц, кочерег, утюги чугунные и угольные, коллекция старых флаконов, штофов и бутылей. Всего не упомнишь!

Вход в музей Станкевича бесплатный, а на выходе стоит трехлитровая стеклянная банка «для пожертвований», в которой болтается ксерокопия американского доллара. Пожалуй, единственный доход, который он получил от музея, – премия в 300 рублей (минус налоги), выданная вместе с дипломом смотра народного творчества Чкаловского района. Собиратель и хранитель музея, живущий в соседнем доме, пропадает здесь вечерами, постоянно дополняет и перестраивает экспозицию.

Ему предлагали перевезти музей в центр города (сын, московский журналист, предлагал даже в Москву), или влиться в госмузей. Но областной краеведческий музей и свои-то все коллекции не может экспонировать, а переезд для такого собрания равносилен пожару. К тому же не хочется ни выпускать его из рук, ни лишать Химмаш такой достопримечательности.

Привлекает совершенно не музейная атмосфера уюта. Особенно удивляются иностранцы, которые, казалось бы, каких только музеев не повидали. Меня больше всего поразил светец. Эта неприметная железяка предназначалась нашими предками для того, чтобы крепить в ней лучину. Найди я ее на улице, я бы пнул ее ногой или просто не заметил бы, как и многие другие находки Станкевича. Но этот экспонат мне кажется символом его музея. Сам он не светит, но держит лучину «дающую луч», свет слабый, но живой.

И когда я в нашем «Обществе духовной культуры» организовывал семинар «Хранители», встречи с хранителями российской евразийской культуры и духовности, то, наряду с народной артисткой Е.А. Сапоговой, хоровиком Е.Ф. Калуцким, кузнецом А.А. Лысяковым, сразу вспомнил о С. Станкевиче. Мы пришли к нему компанией человек в десять (больше у него бы и не поместилось), причем одна из экскурсантов взяла с собой детей. Надо было видеть глаза ее десятилетнего сына! Станислав сказал, что школьники химмашевских школ – главные его посетители. А из троих химмашевцев, бывших с нами, двое даже не слышали раньше об этом музее. Хилая раскрутка! Хотя о нем уже не раз писали журналисты. Появлялся музей и в телепередачах (на СГТРК у Инны Гладковой, например).

Я спросил Станислава попросту, зачем ему эти хлопоты. И он так же попросту ответил, что обидно, когда ребятишки не только не знают, что такое очеп, светец или купор (это приспособление для закупоривания бутылей), но даже не видывали фотоувеличителя. Для тех, кто захочет все это узнать, с согласия Станкевича, даю телефон: 27-56-68. Ответит, скорее всего, жена его, Зоя Михайловна. Вот, кто заслужил благодарность и уважение за терпение и снисходительность к «причудам» мужа!

 

Продолжение из 2009 года

Вскоре после публикации этой статьи на СГТРК прошла еще одна передача о частном музее Станкевича. Но этим все и ограничилось. А в декабре 2008 года я совсем неожиданно встретил Станислава на заседании клуба библиофилов в библиотеке им. Белинского. И узнал, что еще в 2003 году Станислав Станкевич, по предложению сына, перевез-таки свою экспозицию в подмосковные Мытищи, поскольку местные власти недостаточно активно (мягко говоря) боролись за его уникальную коллекцию. Оказывается, она не представляет культурной ценности! Это лишь одна из культурных потерь столицы Урала. Так же несколько лет назад мы проводили в Саратов «глас ангельский России», Е.А. Сапогову, которой в Екатеринбурге не смогли выделить достойной ее таланта квартиры. А в Саратове она профессор консерватории.

В Мытищах музей Станкевича не просто стоит, а посещается. В первую очередь, отдыхающими близлежащего Дома отдыха работников радио и телевидения. Первый канал, где работает Евгений Станкевич, иногда использует интерьеры и экспонаты музея в своих проектах. А младший сын  С. Станкевича, Андрей, остается в Екатеринбурге. Поэтому Станислав живет на два дома и на два огорода. Сыновьям некогда возиться на земле.

Недавно, по предложению В.М. Слукина,  редактора альманаха «Уральская старина», Станислав Евгеньевич напечатал в альманахе (№8 за 2006 год) статью «Как делаются музеи», прежде всего, конечно, на примере своего музея.