Люди с рождения делятся на группы по своему психологическому устройству, по "психотипу". Самое примитивное деление - на две половины: естествоиспытатели и политики. Первые предпочитают работать с природой или с техникой и теряются в общении с людьми. Вторые, наоборот, чувствуют себя, как рыба в воде, получив возможность манипулировать людьми, а природу и технику используют лишь как среду для своей деятельности (см. статью "Простаки за границей").
Индусы делили людей на четыре касты ариев: брамины (мыслители, ученые и учителя), кшатрии (воины и политики), вашьи (торговцы, промышленники и земледельцы, то есть люди, ответственные за экономику) и шудры (исполнители - слуги, крестьяне, рабочие). Сверх этих четырех арийских каст была еще пятая: чандалы (неприкасаемые).
Так же на четыре группы, но уже без привязки к наследственности, к кастам, зато привязывая их к эффективной деятельности человека, делит человечество Н.Я. Данилевский, выделяя четыре "основы", вида деятельности: религия, культура, политика, экономика.
Наш современник, екатеринбуржец Г.С. Чеурин предлагает более дробную классификацию на восемь основ, увязывая их с активностью разных чакр человека: святость (отшельники), мудрость (философы), творчество (художники, инженеры), покой (землепашцы), честь (воины), власть (промышленники), богатство (торговцы), сила (мафия).
Выдающийся психолог К.Г. Юнг еще в начале XX века также выделил восемь типов человеческой психики в зависимости от типа наиболее полно воспринимаемой информации и от типа ее оценки, а также от обращенности психики к внутреннему миру человека или вовне. Последователями Юнга было привлечено еще представление о гибкости психики и 8 психотипов превратились в 16, которые развернуты из четырех "основ", подобных основам Данилевского (цитируется по статье В. Танаева и И. Карнауха "Восьмая нота менеджмента"):
управленцы: маршал, управитель, инспектор, мастер;
социалы (софт-менеджеры): политик, энтузиаст, хранитель, посредник;
ученые: искатель, предприниматель, аналитик, критик;
гуманитарии: советчик, наставник, гуманист, лирик.
Как соответствуют друг другу и в чем расходятся разные классификации - этому можно было бы посвятить целую книгу. Вероятно, можно расширить классификацию до 24 или 32 психотипов, но это здесь несущественно. Важно для нас то, что люди разных психотипов имеют, с общей точки зрения, разные возможности, а с точки зрения друг друга, разные недостатки.
По Данилевскому и по Чеурину, хотя любой из четырех (восьми) психотипов представлен в любой популяции, но в большинстве стран подавляющее большинство населения относится к одному-двум психотипам (одноосновно). Лишь Россия, да еще одна-две страны (например, Индия) являются многоосновными, в них все психотипы представлены в сравнимых соотношениях. Именно этим определяется особая роль и особенность исторического пути России (Н.Я. Данилевский "Россия и Европа")
Каждый из психотипов имеет свою систему мотиваций, жизненных целей и установок, поэтому каждому нужна своя система аргументов, своя логика, чтобы он мог принять кажущуюся такой очевидной бахаистскую идею о единстве всего человечества, единстве его целей. В христианстве существует легенда о том, что двенадцать апостолов были Иисусу заранее предначертаны по числу наиболее характерных человеческих психотипов. Здесь, возможно, разгадка того, почему христианство стало самой распространенной и самой могучей религией. Но это же привело к возникновению множества не только конфессий, но и сект и "ересей" внутри христианства с первых времен (ариане, монофизиты и т.д.) и до наших дней (Белое Братство, Церковь Последнего Завета и т.д.). Религия, как социальный институт, может существовать лишь при условии незыблемости догматов, которая поддерживается фанатизмом священников, поэтому почти каждое отклонение от догматов приводит к выделению новой церкви. В частности, Лев Толстой, как известно, отлученный от Русской православной Церкви (РПЦ) или, по выражению РПЦ, "отпавший" от нее, утверждал, что РПЦ исповедует не христианство, а павлианство, то есть идеи Христа, искаженные апостолом Павлом.
Естественно, что спокойное обсуждение разногласий между религиями или конфессиями невозможно на первой ступени толерантности и с трудом возможно на второй ступени. Поэтому РПЦ считает ересью экуменизм (объединение христианских церквей, проповедуемое католиками и протестантами), а эти последние с трудом идут на контакты с кришнаитами, буддистами и даже с авраамическими религиями - иудаизмом и исламом. Но это все относится лишь к священникам, да к фанатикам религий, вроде черносотенцев. На уровне веры, то есть не обрядов, а мировоззрений, люди разных исповеданий, особенно те, кто понимает вариативную природу веры, недоступность для нас абсолютной истины, вполне могут не только спокойно обсуждать варианты и даже основополагающие вопросы мировоззрения, но и действовать совместно по-братски для достижения общечеловеческих целей.
Именно по этим, сугубо человеческим соображениям вряд ли возможно "братство религий", которое провозглашает в одноименной книге Анни Безант, но вполне реальным является "Братство вер". Так было названо общественное движение, созданное нами в Екатеринбурге 30 сентября 1994 года и до сих пор работающее без излишнего "шума и пыли" вместе с другими общественными движениями, клубами ЮНЕСКО, религиозными и национальными группами и обществами. Самыми заметными нашими действиями стали Смотр духовных сил Среднего Урала, проходивший в течение всего 1998 года при поддержке Правительства Свердловской области, и ежегодно проходящий в апреле-мае, начиная с 1996 года, в Доме Науки и Техники фестиваль духовного творчества "Купол Света" (см. статью "Хочу поделиться радостью").
Также в этом разделе: